Кинофестиваль колхозной молодежи
20–24 мая 1936 г.
В г. Барнауле проходил кинофестиваль колхозной молодежи
В 1930-е г. с появлением звукового кинематографа кино стало самым массовым видом искусства. Бурное развитие советской кинопромышленности обусловило расширение киносети страны. В 1932 г. в СССР было всего 224 звуковых кинотеатра, а в 1937 г. их количество увеличилось в 50 раз. Популярность кино основывалась, прежде всего, на репертуаре кинотеатров тех лет. На экраны страны один за другим выходили ставшие классикой отечественного киноискусства картины: «Путевка в жизнь», «Одна», «Златые горы», «Земля ждет», «Встречный», «Окраина», «Веселые ребята», «Гроза» и многие другие.
В 1935 г., в дни празднования 15-летия советской кинематографии в Москве состоялся первый Международный кинофестиваль, в котором приняла участие 21 страна. Московский кинофестиваль стал триумфом советского киноискусства. Главные призы кинофорума получили картины: «Чапаев» братьев Васильевых, «Юность Максима» Г. Козинцева и Л. Трауберга, «Крестьяне» Ф. Эрмлера. Первый Московский кинофестиваль был открытым и демократичным: после просмотров картин проводились публичные обсуждения фильмов, творческие встречи делегаций с коллективами ведущих киностудий и проч. Организация Московского кинофестиваля послужила примером для проведения подобных праздников кино и в других городах страны, в том числе и в Барнауле.
Идея организовать праздник советского киноискусства родилась в Барнаульском городском комитете комсомола, который решил организовать первый в истории города «колхозно-молодежный кинофестиваль».
В это время в Барнауле наблюдался подъем в развитии кинофикации и кинопроката.
В 1935 г. в барнаульских кинотеатрах побывало 499167 зрителей, в том числе 39235 детей. За четыре месяца 1936 г. (январь–апрель) кино в Барнауле посмотрели 222442 человека, детей (организовано) – 12643 человека. Средняя посещаемость кино горожанами составила 4 посещения в год, что было для того времени высоким показателем. В то же время, имел место невысокий (в сравнении с городами) уровень кинофикации сел. В 1934 г. для сельских жителей было проведено 1015 сеансов (96378 зрителей), в 1935 г. – 1571 сеанс (97197 зрителей). В небольших деревнях кино не было вовсе, а в крупных селах главенствовали немые киноустановки.
В Барнауле первый звуковой кинотеатр появился в 1932 г. (1-й Роскино). Второй удалось оборудовать звуковой аппаратурой в канун открытия колхозно-молодежного кинофестиваля. Открытие звукового 2-ого Роскино состоялось 2 февраля 1936 г. Именно в этом кинотеатре, находившемся на улице Пушкинской, 39/41, и проходил кинофестиваль.
Устроители праздника советского киноискусства, понимая возросшее общественное значение кино и в идеологическом, и в эмоционально-эстетическом плане, намеренно избрали в качестве основной аудитории кинофестиваля сельскую молодежь, для большинства представителей которой звуковой кинематограф являл собой ранее невиданное чудо. К тому же в это время на селе утверждались коллективные хозяйства, при создании которых ставка делалась именно на молодых. Участие в кинофестивале явилось способом поощрения молодежи, добившейся высоких трудовых показателей.
В задачи кинофестиваля входило знакомство молодежи с лучшими произведениями советского киноискусства, разъяснительная работа, обмен мнениями молодых зрителей о фильмах. Организаторы фестиваля надеялись услышать от зрителей пожелания работникам кино по поводу их работы в будущем.
Подготовка кинофестиваля заняла около полугода: фильмы заказывали в Новосибирске, т.к. Барнаул входил в состав Запсибкрая, и краевая контора «Союзкино» находилась именно в этом городе. Организаторы фестиваля привлекали к работе ряд городских заводов и предприятий, которые должны были в порядке шефской помощи обеспечить проживание и питание участников фестиваля. Наибольший вклад в организацию кинофестиваля внесли Меланжевый комбинат и кожевенный завод.
Сроки проведения кинофестиваля переносили три раза, в итоге было решено провести его 20–24 мая 1936 г., по окончании посевных работ.
11 мая в Барнаул к предстоящему кинофестивалю были доставлены фильмы и журналы, среди которых были звуковые картины: «Чапаев» («Ленфильм», режиссеры братья Васильевы, 1934); «Человек-невидимка» (первый дублированный американский фильм); «Веселые ребята» («Москинокомбинат», режиссер Г.А. Александров, 1934); «Аэроград» («Украинфильм», режиссер А. Довженко, 1935); «Крестьяне» («Ленфильм», режиссер Ф. Эрмлер, музыка В. Пушкова – выпускника барнаульской музыкальной школы, 1934); «Подруги» («Ленфильм», режиссер Л. Арнштам, 1935); «Юность Максима» («Ленфильм», режиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг, 1934); «Мы из Кронштадта» («Мосфильм», режиссер Е. Дзиган, 1936); звуковой журнал «Наука и техника», очередной выпуск «Союзкинохроники».
20 мая 1936 г. в 18 часов в барнаульском кинотеатре 2-ой Роскино состоялось открытие первого колхозно-молодежного кинофестиваля. Приветственную речь произнес секретарь Барнаульского горкома ВЛКСМ, он же председатель кинофестиваля, Ф. Аркуша. Настроение праздника витало в воздухе. Газета «Красный Алтай» так описала событие: «Фойе второго Роскино переполнено молодежью. Песни раздаются по всем уголкам освещенного электричеством зала. Здесь собрались лучшие стахановцы социалистических полей. Здесь лучшие представители фабрик, заводов, государственных учреждений, тепло встречающие своих подшефных. Духовой оркестр играет марш «Веселые ребята». В первый день кинофестиваля был показан фильм «Чапаев».
Все четыре дня работы кинофестиваля один за другим демонстрировались фильмы, перед просмотром каждого из них лекторы проводили разъяснительную беседу, а по завершении показа фильм обсуждался присутствующими. Для участников фестиваля была предусмотрена и культурная программа: экскурсии в краеведческий музей, на меланжевый комбинат и т.д., а также – вечера самодеятельности, выступления участников кинофестиваля (песни, танцы, декламация, музыка).
По данным Барнаульского горкома комсомола в фестивале приняли участие 218 человек, прибывших из различных сел (из которых 93 стахановца, 102 ударника, 20 комсомольцев). Кроме того, 148 участников были направлены от городских предприятий и заводов (из них 87 стахановцев и ударников). На просмотры фильмов приходили и все желающие барнаульцы, которых набралось 1050 человек. Все киносеансы проходили с аншлагом в зале кинотеатра на 500 мест.
Фестиваль оставил в сердцах молодых зрителей много ярких впечатлений, которыми участники кинофестиваля делились на диспутах и обсуждениях кинофильмов. Приведем некоторые из них. Отзыв тракториста В. Паршукова: «Особенно мне понравились картины «Чапаев» и «Крестьянин». В этих картинах я видел подлинных героев революции, которые завоевали нам счастливую, радостную жизнь. Я видел, как люди боролись с классовым врагом за укрепление наших колхозов. Буду по-стахановски бороться на трудовом фронте, зорко охранять от классового врага наши колхозные поля и отлично работать на своем тракторе».
«В 1936 г. я пойду служить нашей Великой Родине,– говорил тракторист колхоза «Красный боец» т. Юкин,– я все силы приложу к тому, чтобы овладеть военной техникой и так же бороться с врагом, как боролся Чапаев. С приездом в отряд я передам своим товарищам обо всем том, что мне пришлось видеть на кинофестивале, и обязательно расскажу о чапаевцах и о том, как нужно овладевать военной техникой, мобилизую своих трактористов на успешное проведение всех сельскохозяйственных работ».
В заметке о закрытии кинофестиваля, опубликованной в газете «Красный Алтай», отмечалось: «Наша эпоха знаменита талантами из народа. Кинофестиваль явился тем самым средством, которое воскрешает в массах порыв к героической работе во имя социалистического строительства. Уезжая домой, участники кинофестиваля заявили: «Мы будем работать по-стахановски, чтобы яркими цветами цвели наши колхозы, чтобы в стране было обилие хлеба, чтобы нам жилось весело, счастливо, зажиточно».
Колхозно-молодежный фестиваль проходил не только в Барнауле. Праздники кино состоялись также в Ойрот-Туре, Рубцовске. Причем в Рубцовске число участников фестиваля в два раза превзошло количество участников барнаульского праздника кино, к тому же фестивальные мероприятия в Рубцовске снимались на кинопленку.
Колхозно-молодежный фестиваль 1936 г. стал первым примером организации зрительских кинофестивалей на Алтае. Это начинание имело продолжение: с конца 1960-х гг. на Алтае периодически устраивались подобные мероприятия с целью популяризации лучших произведений отечественного киноискусства.
Е.В. Огнева
Литература
Открытие кинофестиваля // Красный Алтай. 1936. 21 мая. – Из содерж.: Сидоров Е. Праздник колхозной молодежи; Фадеев К. Большая радость.
Кинофестиваль колхозной молодежи в крае // Красный Алтай. 1936. 23 мая. – Из содерж.: Сидоров Е. Второй день в кино; Васин А. Если понадобится – и старики возьмутся за винтовку; Кинофестивали колхозной молодежи в крае.
Кинофестиваль колхозной молодежи // Красный Алтай. 1936. 24 мая. – Из содерж.: К. Кино – самое большое искусство; М. Экскурсия в музей; Семьянинов Ф.Впервые в звуковом кино; Паршуков В. Я видел подлинных героев.
Фадеев, К. Закрытие первого кинофестиваля колхозной молодежи // Красный Алтай. 1936. 27 мая.
Из информации Барнаульского горкома комсомола Запсибкрайкому ВЛКСМ об итогах кинофестиваля в Барнауле // Документы по истории комсомола Алтая. Барнаул, 1974. С. 109-110.
Антропова, М.П. Кино и Алтай. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1980. 136 с. – Из содерж.: [О первом кинофестивале колхозной молодежи]. С. 37-39.
Источник информации: Барнаульский хронограф. 2006 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2005. С. 26-28 (текст в формате pdf)