3 апреля 1943 г.
Молодежь Алтайского края передала морякам-балтийцам торпедные катера
Среди бесчетного множества документов краевого архива хранятся и пять писем-клятв пяти экипажей торпедных катеров Краснознаменного Балтийского флота. Все они датированы единым числом – 3 апреля 1943 г. Именно в тот день в г. Тюмени молодежная делегация Алтая в торжественной обстановке, в присутствии директора судостроительного завода, секретарей партийного и комсомольского комитетов, председателя завкома профсоюза, военпреда, инженерно-технических работников, стахановцев завода, полных экипажей пяти торпедоносцев передала первую группу катеров, построенных на свои средства.
Сбор средств на вооружение и боевую технику времен Великой Отечественной – яркая страница в истории края, и особое место в ней принадлежит молодым патриотам. Еще в июле 1941 г. комсомольцы Рубцовского железнодорожного узла и Парфеновской МТС выступили с инициативой о сборе средств на боевую технику. Знатоки утверждают, что эта идея явилась первой в стране (до того добровольные взносы делались просто в обобщенный фонд обороны). Молодежь края вносила свои средства на авиасоединения, артиллерийские установки, танковые колонны с различными наименованиями. В конце 1942 г. был закончен сбор средств на танки «Колхозная молодежь». Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин прислал телеграмму, в которой поблагодарил молодежь за заботу о Красной Армии. Благодарность вождя вызвала всплеск активности, трудового энтузиазма, огромный патриотический подъем. Только за семь дней, с 1 по 7 января 1943 г., было собрано 5034000 руб.
Деньги продолжали еще поступать, но уже было решено направить их на строительство торпедных катеров. Вначале средств хватало на пять торпедоносцев, их назвали «Алтаец», «Молодой алтаец», «Комсомолец Ойротии», «Алтайский школьник» и «Алтайский комсомолец». В правительство ушла соответствующая просьба.
Там откликнулись оперативно, предложенные наименования были утверждены приказом наркома Военно-Морского флота СССР адмиралом Н.Г. Кузнецовым, а 23 февраля уже были назначены командиры катеров и их экипажи.
Позже собранных средств хватило еще на четыре торпедоносца: «Барнаульский комсомолец», «Пионер Алтая», «Герой Советского Союза Федя Фомин» и «Барнаульский колхозник». За исключением последнего, все катера строились в г. Тюмени на базе эвакуированного Керченского судостроительного завода, после чего их по железной дороге перевозили на Балтику.
Помимо полномочий по передаче катеров секретарь комитета комсомола треста «Стройгаз» Л. Агапов (руководитель делегации), комсомолка завода № 17 Ольга Зернова и ткачиха Барнаульского меланжевого комбината Александра Калугина привезли с собой сотни писем-наказов морякам от комсомольцев, молодежи, пионеров и школьников. В свою очередь моряки каждого экипажа дали клятвы-обещания: мстить фашистским извергам за сожженные города и села, за гибель братьев, отцов и матерей, за угнанных в рабство сестер, за поруганную Землю Русскую. Мстить, пока не будет в советских водах ни одного корабля с ненавистной свастикой. Эти клятвы хранятся ныне в краевом архиве.
Первый бой алтайских катеров с кораблями врага произошел в ночь с 11 на 12 сентября 1943 г. Торпедными катерами с именами Алтая на борту было уничтожено десять боевых единиц неприятеля: сторожевой и конвойный корабли, шесть крупных тральщиков, быстроходная десантная баржа с грузом и торпедный катер. По водоизмещению уничтоженные корабли противника превосходят все катера Алтая вместе взятые в 30 раз! По всей Балтике гремела слава «Алтайца» под командованием старшего лейтенанта Б. Фруля, пустившего на дно в одной атаке сразу два корабля противника.
Катера действовали на коммуникациях противника в Выборгском и Нарвском заливах, высаживали десанты на остров Большой Тютерс, в гавани Кунда и Локса, порты Таллин и Палдиски, на острова Моонзундского архипелага, на косу Фриш-Нерунг, на датский остров Борнхольм, блокировали Курляндскую и Земландскую группировки.
Когда 9 мая 1945 г. страна ликовала, празднуя Победу, «Барнаульский колхозник» вел ожесточенный, неравный бой у шведских берегов с кораблями фашистов, пытавшихся ускользнуть в зону действия союзников. Выручили тогда летчики. Но в том бою погиб боцман А. Приходько. Это была последняя потеря. До этого четыре катера «Герой Советского Союза Федя Фомин», «Алтайский комсомолец», «Барнаульский комсомолец», «Комсомолец Ойротии» навсегда ушли в пучину Балтийского моря, погибло 15 моряков.
На алтайских катерах не было моряков с Алтая, но имя Алтая они несли высоко, достойно и не посрамили его. Моряки сдержали свое слово, данное 3 апреля 1943 г. Только командирам торпедоносцев было вручено 26 боевых орденов: 6 – Красного Знамени, 1 – Ушакова II степени, 9 – Отечественной войны I и II степеней и 10 – Красной Звезды.
В Центральном Военно-Морском музее (г. Санкт-Петербург) хранится памятная доска из нержавеющей стали с рубки «Пионера Алтая», а в краевом краеведческом музее – с рубки «Алтайца». Новые улицы – Алтайская в г. Санкт-Петербурге и Балтийская в г. Барнауле – это тоже дань памяти тем давним теперь событиям.
А.И. Кобелев, краевед
ЛИТЕРАТУРА
На строительство торпедных катеров «Алтайский комсомолец» // Алт. правда. 1943. 24 янв.
То же // Ни сил, ни жизни не щадя… Барнаул, 1985. С. 72-73, 77.
Кобелев А. Имя Барнаула на борту // Веч. Барнаул. 1994. 29 окт. С. 4.
Документальный рассказ о боевых действиях торпедного катера «Барнаульский колхозник», построенного в Ленинграде на средства колхозников Алтая.
Кобелев А.Рассказать правду: В военно-историческом музее Алтайского края развертывается новая экспозиция // Веч. Барнаул. 1994. 10 дек. С. 4: фот.
О боевом пути торпедных катеров «Пионер Алтая», «Барнаульский комсомолец», «Молодой Алтаец» и «Комсомолец Ойротии», построенных на средства молодежи Алтая.
О сборе средств комсомольцами и молодежью края для Красной Армии: Из справки Алтайского крайкома ВЛКСМ крайкому ВКП (б) // Документы и материалы о Великой Отечественной войне советского народа, 1941-1945 гг. Барнаул, 1995. С. 101-102.
В т.ч. на торпедный катер «Алтайский комсомолец».
Кобелев А.И клятву верности сдержали… // Веч. Барнаул. 1998. 9 мая: фот.
Об истории торпедных катеров, построенных в годы Великой Отечественной войны на средства, собранные молодежью Алтая.
Кобелев А.И. «Барнаульский колхозник», торпедный катер, построен на средства горожан и жителей Барнаульского сельского района // Барнаул: Энцикл. Барнаул, 2000. С. 42.
Кобелев А.И. «Барнаульский комсомолец», торпедный катер, построен на средства молодежи г. Барнаула // Барнаул: Энцикл. Барнаул, 2000. С. 43.
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). ФП. 1. Оп. 18. Д. 376. Л. 17-18; ФП. 482. Оп. 2. Д. 76. Л. 122. Д. 97. Л. 4. Д. 212. Л. 40-43, 47-51.
Центральный военно-морской архив России (г. Гатчина). Ф. 2. Оп. 1. Д. 644. Л. 1-212. Оп. 6. Д. 461. Л. 107-118. Д. 468. Л. 1-19. Д. 469. Л. 14-15, 24-30, 56-68. Д. 475. Л. 77-89, 99. Д. 477. Л. 164-165. Оп. 16. Д. 47. Л. 11, 19-20. Д. 77. Л. 191, 445. Д. 99. Л. 49, 319, 342, 347. Д. 100. Л. 55. Д. 126. Л. 92-93; Ф. 3. Оп. 018518. Д. 95364. Л. 1-40; Ф. 88. Оп. 2. Д. 242. Л. 153-157, 167, 169, 170, 245. Д. 369. Л. 278-281. Д. 401. Л. 77-79. Д. 493. Л. 93-95; Ф. 117. Оп. 4. Д. 1. Л. 14, 25, 115-117, 119-121, 264-265, 269. Оп. 0438. Д. 31. Л. 32, 47-51, 58-59, 94. Д. 001. Л. 1. Оп. 0018807. Д. 4. Л. 31-33, 45; Ф. 161. Оп. 6. Д. 101. Л. 10-11; Ф. 1144. Оп. 026811. Д. 78. Л. 6-37; Инв. № 7473. Л. 422, 434-435, 438, 449-450, 459, 544, 550, 570, 572, 596-597, 610-611.
Источник информации: Страницы истории Алтая. 2003 г. Барнаул, 2002. С. 13-14.
Комментировать