Рок-музыка в Алтайском крае

Школьный ансамбль Юрия Егорова, впоследствии «Наследники». Конец 1960-х гг.

Первые рок-группы появились в Барнауле в начале 1970-х гг. Это были группы «Ключи» и «Гоминиды», игравшие собственные песни. Просуществовали они недолго. Затем появляется большое число ВИА. Среди городской молодежи популярностью пользуются группы, исполняющие классику рока (на английском языке и в переводах). Самая популярная – «Наследники» (Юрий Егоров), игравшая все – от «Битлз» до «Дип Перпл», а также и свои вещи. Следом идут группы: «Отражение» (лидер Сергей Орехов), тяготевшая к большим музыкально-поэтическим формам – мюзиклу и рок-опере, «Дизайн» (Евгений Сергеев), приближавшаяся к джаз-року, «Надежда» (Петр Черных), «Чистая вера» (А. Егоров), «Иклипс».

В середине 1970-х гг. благодаря активным действиям энтузиастов в городе проходили завуалированные под конкурсы ВИА рок-фестивали во Дворце спорта, на которые публики собиралось больше, чем на концерты столичных «звезд».

Группа «Ключи». 1972 г.

В начале 1980-х гг. всевозможные преграды, поставленные на пути музыкантов, привели к кризису. Новый виток начался в 1986, когда Сергей Орехов и Сергей Лазорин создали рок-клуб при ДК «Химволокно». В него вошли группы «Девять», «Праздник», «Серпантин» (группа Кислова), «КПД», «Личное дело», «Амальгама», «Полигон», «Поток», «Легион» и др. Президентом рок-клуба и главным организатором рок-движения стал Евгений Колбашев.

В 1987 г. клуб организовал серию концертов – в вузах города, во Дворце спорта (программа «Молодежный вернисаж»), совместные концерты с Новосибирским рок-клубом («Калинов Мост», «Страховой Полис», «Бомж»), участие в Кемеровском фестивале (играли группы «Девять» и «Праздник»).

Один из уличных концертов группы Сестра. 1989 г.

Осенью 1987 г. по инициативе рок-клуба в Барнауле был проведен первый фестиваль «Рок-Периферия», главным результатом которого стало создание движения сибирских рок-клубов с целью пропаганды рок-музыки в Сибири и на Дальнем Востоке, координации концертно-фестивальной деятельности, помощи молодым и способным музыкантам. Всю работу координировал центр, находящийся в Барнауле. Организатор и художественный руководитель фестиваля – президент барнаульского рок-клуба Евгений Колбашев. Первый фестиваль «Рок-Периферия» собрал 23 группы из Барнаула, Новосибирска, Омска, Томска, Кемерово, Новокузнецка, Бийска, Междуреченска, Ангарска, Сосновоборска, Красноярска, Павлодара. Лауреаты – «Девять» (Барнаул), «Амальгама» (Красноярск), «Проспект» (Стрежевой, Томская область). Фестиваль положил начало движению сибирских рок-клубов. Решено было проводить фестиваль ежегодно в октябре, а его отборочные туры – в течение года в Омске, Томске, Красноярске, Новосибирске и Кемерово. В 1988 г. был проведен отборочный фестиваль в Кемерово, в октябре 1988 г. в Барнауле состоялся второй всесибирский фестиваль «Рок-Периферия». Лауреаты – «Амальгама» (Красноярск), «Дядя Го» (Барнаул), «Экскурсия 13» (Красноярск), «Идея Фикс» (Новосибирск). Третий фестиваль «Рок-Периферия» был проведен в октябре 1989 г. в Барнауле. Лауреатами III фестиваля стали группы «Миссия: Антициклон» (Магадан), «Девять», «Дядя Го», «Праздник», «Особый отдел», «Сестра» (Барнаул).

Группа «Девятка»

В июне 1988 г. 4 группы движения – «Амальгама» (Красноярск), «Девять» (Барнаул), «Икс» (Кемерово), «Экскурсия 13» (Красноярск) – участвовали в Московском фестивале «Рок за экологию». В Барнауле были проведены благотворительные концерты в фонд детских домов. При Алтайском государственном университете было создано ЭМО – Экспериментальное музыкальное объединение, включающее 10 групп (среди них – «Делириум», «Папа Карло», «Молот», «Опорный пункт», «Анализы», «Хищники», «Деградация» и «Дубовая Роща»).

В 1990 г. Барнаульский рок-клуб вошел в состав городского молодежного культурного центра. В 1990-е гг. в составе клуба: барнаульские группы «Девять» (С. Лазорин, «вейв-хард-буги»), «Дядя Го» (Е. Чикишев, акустик-рок), «Праздник» (П. Черных, поп-рок), «Тет-а-тет» (Ю. Давыдов, поп-рок), «Особый отдел» (ритм-энд-блюз), «Сестра» (акустика), «Банда Доминаса» (акустика); «Белый камень» (г. Камень-на-Оби), бийская группа «Денди».

Теплая трасса. Концерт Наша Родина — Сибирь. 1998 г.

Группы рок-клуба принимали активное участие в культурной жизни города, организовывали концерты с ведущими группами страны («Наутилус Помпилиус», «Чайф», «АВИА», «Крематорий»), «музыкальные ринги», выступления в других городах, лекции и пр. В октябре 1990 г. в Барнауле был проведен I Международный фестиваль «Рок-Азия» при участии групп из Китая, Японии, России. Фестиваль состоялся 9–14 октября 1990 г. в Барнауле, во Дворце культуры «Химволокно». Фестиваль был задуман Евгением Колбашевым после того, как в Барнауле в 1987, 1988, 1989 прошли три фестиваля «Рок-Периферия», прогремевшие на весь СССР и собиравшие музыкантов со всей страны. Идею сделать фестиваль азиатского региона для групп, которые играют смесь этники с рок-н-роллом, поддержал известный музыкальный критик Артем Троицкий, который в своей популярной телевизионной «Программе «А» ровно за год до проведения мероприятия на всю страну объявил, что такой фестиваль организуется в Барнауле. Организатору фестиваля Евгению Колбашеву звонили группы со всей страны, присылали записи. Для участия в фестивале были выбраны самые интересные группы азиатского региона. Съехалось более пяти сотен участников, гостей, представителей прессы. В жюри фестиваля были ведущие музыкальные эксперты и критики страны и даже зарубежья: А. Бурлак из Ленинграда, Т. Ежова из Киева, А. Немцов из Владивостока; Александр Липницкий, Артем Троицкий из Москвы, Питер Дженнер – первый менеджер «Пинк Флойд» (Великобритания). Среди участников «Рок-Азии»: Альберт Кувезин (Тыва), группы «Чолбон» (Мирный, Якутия), «Путти» (Новосибирск), «Миссия Антициклон» (Магадан), «The 9» и «Дядя Го» (Барнаул), «NLM» (Голландия), «Фрэнк Чиккенз» (Япония), Лю Сола (Китай), Дмитрий Ревякин, Янка Дягилева и др.

Афиша концерта группы Дядя Го.

Девизом фестиваля была фраза из военного советско-китайского разговорника – «Фанся цянба!» («Бросай оружие!»).

О «Рок-Азии» писала и говорила вся страна. Отчеты о фестивале опубликовали десятки журналов и газет, от самиздатовских до «Смены» и «Комсомольской правды».

Фестиваль «Рок-Азия» упоминается в официальных биографиях множества коллективов и отдельных музыкантов, для некоторых из них он стал началом творческой карьеры. Записи выступлений, сделанные на фестивале, до сих пор востребованы: теперь уже в оцифрованном виде их можно найти в Интернете.

В 2000-е гг. крупные концерты роковых групп обычно проходят 1 марта каждого года в День музыканта в г. Барнауле. Также известен ежегодный фестиваль рок-музыки «Восхождение», который проходит в Змеиногорском районе, на берегу Колыванского озера. Гостями фестиваля неизменно становятся популярные группы, такие как: «Ляпис Трубецкой», «Разные Люди», «Тараканы», «Cosmonauts Gone Surf!», «F.P.G.» и многие другие.

Сегодня рок-движение Алтайского края не стоит на месте. В настоящее время барнаульские и алтайские рок-группы играют в заведениях или поют на улице, совершают длительные вояжи или собирают локальные трибьют-фестивали. Появляются новые команды, играющие в различных направлениях – от эмо до панк-рока, растут уже состоявшиеся, проходят концерты и фестивали. Среди относительно новых команд можно выделить: «Альтависта» (Барнаул), «Dark Eternity» (Барнаул), «Disorder» (Рубцовск), «I-Scream» (Барнаул), «Новый Аквилон» (Барнаул, Новоалтайск), «Ноль три» (Бийск), «Путём воды» (Барнаул), «CuRLing» (Барнаул), «Scars» (Барнаул), «Soundstorm» (Барнаул), «Такие Дела» (Барнаул), «Тиара» (Барнаул), «Чемоданчик Эрны» (Барнаул), «Эридан» (Барнаул) и др.

Источники информации:

  1. Орешникова И., Притупова Н. Рок-реанимация: о причинах «заболевания» и рецептах «выздоровления» культуры бунтарей // Номер один. Барнаул, 2009. 28 мая. С. 16.
  2. Свободная И. Н. Рок-движение в Барнауле (1970–1990) // Музыкальная энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 2011. С. 307.
  3. Свободная И. Н. «Рок-Азия» // Там же.
  4. Свободная И. Н. «Рок-Периферия» // Там же. С. 307–308.