Детский туризм на Алтае: как все начиналось
Детский туризм в Алтайском крае существует более века. Его основателем считается преподаватель Барнаульского реального училища Виктор Иванович Верещагин, который в мае 1905 года с учениками и двумя педагогами совершил переход от Барнаула до Чулышманского монастыря.
В 1910 году в Барнауле были изданы методические рекомендации В. И. Верещагина — «Алтай, как район ученических экскурсий».
Судьба В. И. Верещагина очень интересна.
Приехав в Барнаул в 1899 г., В. И. Верещагин поступил преподавателем в Барнаульское реальное училище, в котором проработал более 20 лет (до расформирования училища в 1920 г.). Затем работал заведующим губернских мастерских наглядных пособий, сотрудником краеведческого музея, преподавателем 4-й школы, рабочего факультета, высших педагогических курсов, педагогического и сельскохозяйственного техникумов, Алтайского сельскохозяйственного института.
По многочисленным отзывам учеников и преподавателей, занятия Виктора Ивановича всегда были очень интересными. Несмотря на глубокие знания, он каждый раз тщательно готовился к ним, хорошо их иллюстрировал. Его уроки и лекции сопровождались опытами, демонстрацией живых растений и гербарных образцов, фотографий, рисунков и т. д. Иллюстративный материал к занятиям В. И. Верещагин готовил сам, во время занятий делал рисунки на доске, причем мог стереть их с доски носовым платком и положить меловую тряпку в карман.
Первая пробная поездка с учениками Барнаульского реального училища в Алтайские горы состоялась летом 1905 г. Именно эта поездка стала точкой отсчета в истории детского туризма на Алтае. История этой поездки такова:
Отправляясь по поручению Алтайского подотдела Русского Географического Общества в Восточный Алтай, В. И. Верещагин предложил ученику VII класса В. Пушкареву, помощнику по сбору коллекции, и еще девяти ученикам старших классов съездить с ним в горы, посмотреть живописное горное озеро Телецкое. К ним присоединился и преподаватель математики Барнаульского реального училища.
Путь от Барнаула до Бийска (6-7 июня) члены экспедиции проделали по Оби на пароходе в отдельной каюте третьего класса. Утром 8 июня, разместившись на парных тележках, они отъехали от Бийска, а 13 июня уже верхом (колёсного пути дальше не было) направились к урочищу Артыбаш. 15 июня, загрузив баркас багажом, они отправились в путешествие по Телецкому озеру, а 17-го раскинули палатки в урочище Кырсай, на южном берегу озера. 18-го прибыли в Чулышманский Благовещенский монастырь. 22 июня В. И. Верещагин со своим учеником Пушкарёвым отправились на всё лето в горы, а остальные его спутники двинулись в обратный путь. Длилась экскурсия 23 дня, она обошлась каждому ученику в 31 рубль, еще 100 рублей выделило училище.
Эта первая ученическая поездка из Барнаула в Алтайские горы, но мнению Верещагина, была плохо подготовлена. Во-первых, ввиду отсутствия расторопного, толкового служителя, в обязанности которого входило бы приготовление пищи, надзор за установкой палаток и имуществом экспедиции. Во-вторых, принадлежности для сбора коллекции имелись только у Виктора Ивановича и одного ученика, остальные только «смотрели» и «слушали», активного же участия в экскурсионных работах не принимали. В-третьих, о тщательном отборе экскурсантов не было и речи: были взяты все желающие ехать. Наконец, программа экскурсии не была надлежащим образом подготовлена, так как сам Верещагин посещал Телецкое озеро впервые, поэтому первая горная экскурсия барнаульских реалистов в образовательном отношении не дала тех результатов, каких можно было ожидалось при более умелой организации, хотя несомненно и доставила экскурсантам много удовольствия.
Сбор учащихся на экскурсию. 1909 г.
Летом 1909 года В. И. Верещагин устраивает вторую ученическую экскурсию в Горный Алтай. На этот раз экскурсия была тщательно подготовлена и проведена по разработанной программе: маршрут поездки проходил по хорошо знакомым Верещагину местам Алтая.
В предварительной беседе с учениками по поводу предполагавшейся экскурсии В. И. Bepeщагин подчеркнул, что экскурсия — не пикник, что участие в экскурсионных работах обязательно, что всё, что показывается и объясняется на экскурсии, знать так же обязательно, как и то, что преподается на уроках. Эта экскурсия дала вполне удовлетворительный результат: ученики приобрели довольно солидный запас фактических знаний, особенно ценных тем, что были почерпнуты в процессе непосредственного общения с природой.
Летом 1910 года преподаватель Новониколаевского реального училища А. Г. Лукин, принимавший участие в экспедиции 1909 года в качестве врача, организовал экскурсию для своих учащихся в Горный Алтай на Телецкое озеро. Это была третья ученическая экспедиция в Горный Алтай.
В. И. Верещагин писал в своём дневнике: «При организации экскурсий в Горный Алтай необходимо заблаговременно списаться с местными жителями, которые помогут нанять ямщиков и лошадей для поездок по Алтaю. Можно обратиться, например, к директору гимназии в Бийске, к священнику, врачу, учителю, приставу, крестьянскому начальству в с. Алтайское, в с. Улала, к лесничему или священнику в с. Кебезень. Заключение формального условия с ямщиками, ограждающего интересы экскурсантов, через упомянутых выше лиц необходимо. В условиях надо точно обозначить подённую плату за пару лошадей и ямщика с той оговоркой, что продовольствие у ямщиков должно быть своё и что в каждой тележке помещается по три ученика и сколько можно уложить багажа. Будет нелишним обговорить, что ямщики обязуются быть безусловно вежливыми с пассажирами, разводить костёр и кипятить воду, укладывать и увязывать багаж, ставить палатки и оказывать другие подобные услуги. Хорошо даже запастись «открытым предписанием» от Томского губернатора (территория Алтая входила в состав Томской губернии) к местным сельским властям об оказании всякого содействия экскурсантам.
Историю детско-юношеского туризма в крае можно разделить на три этапа:
1905-1935 гг. — деятельность В. И. Верещагина, походы учеников реального училища, написание первых методических рекомендаций и описаний походов с детьми;
1938-1960 гг. — создание Алтайской краевой детской туристско-экскурсионной станции, развитие централизованной системы отдыха советских школьников, в послевоенные годы широкое распространение приобретают экспедиции школьников по местам боевой славы, оздоровительные походы с целью изучения природы родного края;
1960-1990 гг. — алтайские туристы впервые участвуют во всесоюзном слёте, массовое распространение приобретают краеведческие экскурсии идеологической направленности, создаются школьные краеведческие музеи, получают распространение геологические и археологические походы, организованные совместно со специалистами края.
В 1938 г. начала работу Алтайская краевая детская экскурсионно-туристская станция (г. Барнаул), реорганизованная в 1996 г. в Алтайский краевой центр детско- юношеского туризма (АКЦДЮТ), в 2003 г. — Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения (АКЦДЮТиК).
В настоящий момент в регионе существует сеть общеобразовательных учреждений дополнительного образования детей туристической направленности. Кроме выездов за пределы края, они в первую очередь осуществляют туристические маршруты дома, у себя в районах и не только летом, но и в течение всего года.
Источники информации и иллюстраций:
1) Заря. Смоленское, 2019. 3 мая. С. 7.
2) И вечно юная дорога..: к 70-летию Алтайского краевого центра детско-юношеского туризма и краеведения. 2008. С. 10-15.
3) Туризм в Алтайском крае: Алтайский край. Все настоящее!.. — 2018. С. 26-27.
4) Туристская энциклопедия регионов России. Т. 1: Алтайский край. Барнаул, 2017. С. 186-187.