Джура Павел Данилович
Художник Павел Данилович Джура родился 18 июня 1939 г. в с. Каратал Кировского района Талды-Курганской области Казахской ССР. В 1951 г. семья будущего художника переехала в г. Алма-Ата. В 1954 г. Павел Джура поступил в Алма-Атинское художественное училище им. Н. В. Гоголя, которое окончил в 1959 г. На суд государственной экзаменационной комиссии молодой художник предоставил эскизы декораций и костюмов к опере М. Т. Тулебаева «Биржан и Сара». Они были высоко оценены и в 1961 г. выставлены на республиканской художественной выставке «40 лет Советского Казахстана», проходившей в г. Алма-Ата. В настоящее время эскизы находятся в собрании Казахской национальной художественной галереи.
После окончания училища П. Д. Джура поступил в Харьковский художественный институт. Но уже в 1961 г. он перевелся в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР (Ленинград), где его учителями были такие известные театральные художники, как Михаил Павлович Бобышов и Александр Израилевич Сегал. В 1965 г. дипломной работой «Эскизы декораций и костюмов к балету А. И. Хачатуряна «Спартак» Павел Данилович окончил институт и был направлен на работу в Ярославский драматический театр им. Ф. Волкова в качестве художника-декоратора. В театре художник проработал с августа 1965 по январь 1966 г.
В феврале 1966 г. по перераспределению П. Д. Джура приехал в Барнаул и был принят на работу в Художественно-производственные мастерские Алтайского отделения Художественного фонда РСФСР. Он сразу же включился в творческую жизнь города и края, показав себя одаренным и самобытным художником. В том же году, по поручению крайкома ВЛКСМ и правления Алтайского отделения Союза художников СССР исполнял обязанности главного художника по оформлению международного фестиваля советско-монгольской дружбы, проходившего на Алтае в с. Манжерок. С 1966 г., на протяжении 8 лет, Павел Данилович Джура являлся главным художником Железнодорожного района Барнаула на общественных началах. В 1970 г. П. Д. Джура был принят в Союз художников России (ныне Всероссийская творческая общественная организация «Союз художников России»).
Впервые показав свои произведения в 1961 г., художник стал постоянным участником краевых, региональных, зональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. Среди них такие как Всесоюзная выставка работ театральных художников (1973–1974, Москва), 2–5-я зональные выставки «Сибирь социалистическая» (1967, 1969, 1975, 1980), юбилейная республиканская выставка «В горах голубого Алтая» (1982, Москва, Горно-Алтайск), республиканская выставка художников-монументалистов (1988, Ярославль) и многие другие. В 1991, 2004 и 2007 гг. в Барнауле и Новосибирске прошли персональные выставки П. Д. Джуры.
Со слов художника известно, что он неоднократно совершенствовал свое мастерство, работая на творческих дачах: «Академическая дача» (1967), творческая дача им. Д. Н. Кардовского в г. Переславле-Залесском (1969), «Старая Ладога» (1975), творческая дача на оз. Байкал (1976), «Челюскинская дача» (1979–1980).
Павел Данилович Джура – художник многогранный, с разносторонними интересами. Еще в 1970 г. живописец Юрий Николаевич Панин сказал о нем: «Художник широкого диапазона, он успешно работает в области театрально-декорационного и монументального искусства, в книжной графике и станковой живописи, в области прикладного искусства. Его работы не оставляют зрителя равнодушным» (архив Алтайской краевой организации ВТОО «Союз художников России»).
В 1960-е – начале 1970-х гг. П. Д. Джура большое внимание уделял театрально-декорационному искусству. Им были выполнены эскизы декораций к трагедии У. Шекспира «Гамлет» (1966); к операм Н. А. Римского-Корсакова «Садко» (1967) и «Снегурочка» (1969); цикл эскизов к инсценировке Н. П. Охлопкова «Молодая гвардия» по роману А. А. Фадеева (1972) и др. Жизненные наблюдения, впечатления от поездок по России и Украине, непосредственное знакомство с памятниками разных эпох и стилей питали фантазию Павла Даниловича Джуры. Его система декоративного оформления спектаклей была основана на глубоком проникновении в сущность произведения, на эмоциональном звучании пластической композиции, линейного ритма, цвета. Эскизы декораций художника свидетельствуют о его высоком профессиональном мастерстве. К сожалению, по стечению обстоятельств, они не были воплощены на сцене.
В 1960–1980-е гг. П. Д. Джура плодотворно работал в области монументально-декоративного искусства, успешно воплощая свои творческие замыслы в различных техниках: маркетри, резьба по дереву, чеканка, роспись, сграффито.
Одним из первых произведений художника в этой области стало панно «Песни Алтая» (1969) для банкетного зала гостиницы «Центральная» Барнаула, выполненное в технике маркетри (мозаика из фигурных пластинок дерева). Панно лаконично и изыскано. В нем удачно соединились живописное начало с музыкальностью, выраженной в особой ритмичности линий и форм. Уже в ранней работе П. Д. Джура показал себя сложившимся художником монументально-декоративного плана, самостоятельно осваивающим любые пространства.
Через ряд монументальных работ художника лейтмотивом проходит тема театра, особенно близкая ему. В 1976 г. им была выполнена роспись «Театр и время» в интерьере Дома культуры колхоза им. В. И. Ленина Благовещенского района Алтайского края. Затем последовали работы «Театральные сцены» и «Спорт» (1983, роспись, сграффито); «Спорт» и «Театр» (1985, сграффито) для Дома культуры с. Усть-Пристань Алтайского края. Соединяя такие разные темы как театр и спорт, художник воплощал мысль о необходимости гармоничного развития физического и духовного начал в человеке. Эта идея определяет и композиционные решения данных монументальных произведений: изображения составляют зрительное единство и складываются в выразительную графическую конфигурацию на плоскости.
С 1980 по 1985 г. П. Д. Джурой был выполнен ряд монументально-декоративных росписей для Барнаульского хлопчатобумажного комбината. Это пять росписей «Преемственность поколений» для актового зала комбината, роспись «Ситцевый бал» в столовой комбината, а также росписи «Космос» и «Солдаты революции». Дирекция и работники комбината высоко оценили монументальные работы Павла Даниловича. «Художник правильно и верно подошел к решению сложной проблемы и выполнил росписи на высоком идейно-историческом и художественном уровне. Дирекция, партком и местный комитет ХБК благодарит художника за добросовестный труд и выражает ему благодарность», – говорится в официальном письме на имя дирекции Художественного фонда Алтайского края (архив Алтайской краевой организации ВТОО «Союз художников России»).
Всего П. Д. Джурой было создано более 20-ти больших работ, украшающих и органично дополняющих архитектурный облик многих общественных зданий Алтайского края. Успехи художника в области монументально-декоративного искусства были отмечены его коллегами художниками-монументалистами. В 1978 г. Павел Данилович вошел в секцию монументалистов Союза художников СССР, а также стал членом экспертного совета монументалистов этого творческого объединения.
Кроме этого, в течение всей своей творческой деятельности П. Д. Джура создает станковые живописные и графические произведения, работая в таких жанрах, как портрет, пейзаж и натюрморт.
Художник отличается мобильностью и большой работоспособностью. На протяжении многих лет занимается альпинизмом, ежегодно выезжая в Горный Алтай. П. Д. Джура – первый художник, поднявшийся на вершину Белухи, самую высокую точку Алтая. «Горы испытывают человека. Чтобы подняться на вершину мало только крепких мышц. Нужнее крепкий дух. За счет сильного духа и создаются музыка, картины, что-то стоящее в жизни. Соединить свою душу с душой Алтая – это то, что я ищу, в чем вижу смысл жизни», – говорит сам художник (Семь дней. 1991. 4–10 марта). Постоянно путешествуя, он привозит из творческих поездок большое количество работ, которые являются своего рода путевыми дневниками, отражающими не только природу тех или иных мест, но и впечатления, чувства художника от увиденного. Тематика пейзажных работ П. Д. Джуры разнообразна: «Даниловский монастырь» (1969), «Ростов Великий» (1969), «Горицкий монастырь» (1969. ГХМАК), «Переславль-Залесский» (1975. ГХМАК), «Улаганский перевал» (1983), триптих «Буря у Белухи» (1987. ГХМАК), «Осень в окрестностях Барнаула» (1994), триптих «Кучерлинское озеро» (1995), «Старая Белокуриха» (2001), «Аллея в институте садоводства им. Лисавенко» (2001) и др. При написании пейзажей художник использует свой опыт работы в области театрально-декорационного искусства, воспринимая картину с точки зрения сценического единства. Для его произведений характерны цельность первого впечатления, яркость, чистота, звучность цвета, поэтичность и мажорность настроений.
Портрет, наряду с пейзажем, ведущий жанр в творчестве П. Д. Джуры. Обращает на себя внимание широкий диапазон портретов, выполненных художником. В начале 1970-х гг. им были написаны проникновенные, мягко-задумчивые детские портреты «Портрет Саши» (ГХМАК), «Портрет Любочки» (1972), «Портрет Илико» (1972), «Портрет Эльвиры» (1973. ГХМАК). О сложных человеческих судьбах рассказывают произведения «Думы Басаргина» (1972. ГХМАК), «Портрет В. П. Шутова» (1974. ГХМАК), триптих «Альпинисты Алтая на Эвересте» (1998), емкие по своему содержанию. Итогом 17-летней работы художника стала большая серия живописных портретов выдающихся композиторов, созданная для Барнаульского государственного музыкального училища («И. С. Бах», «Л. ван Бетховен», «В. А. Моцарт», «Ф. Шопен», «М. И. Глинка», «М. П. Мусоргский», «П. И. Чайковский», «Д. Д. Шостакович»). Романтически приподнятые, одухотворенные образы известных людей Алтая предстают в таких работах художника, как «Портрет И. П. Калининой» (1997. ГХМАК), «Портрет скульптора Ю. С. Акимова» (1998), «Портрет женщины в черном» (2004). Особого внимания заслуживают острохарактерные графические портреты: «Портрет В. А. Рымаря», «Портрет М. Ф. Белоносова», «Портрет П. Г. Кортикова», выполненные углем.
Известен Павел Данилович и как художник-иллюстратор. Неоднократно он оформлял книги для Алтайского книжного издательства. Например, «Тайны Змеиной горы» П. А. Бородкина (1966), «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя (1969) и др.
В настоящее время произведения художника находятся в музеях, галереях и частных собраниях России и стран ближнего и дальнего зарубежья (Франция, Австрия, Швеция, Швейцария, США, Монголия, Китай, Казахстан). Крупная коллекция живописных и графических работ П. Д. Джуры находится и в собрании Государственного художественного музея Алтайского края.
Творчество Павла Даниловича занимает особое место в искусстве Алтая. Он талантливый художник, обладающий неординарным видением окружающей действительности, имеющий свой индивидуальный, легко узнаваемый почерк. Заслуженный художник России Юрий Борисович Кабанов однажды сказал: «Художники разные. Есть очень хорошие, есть просто хорошие. Но Джура – художник своеобразный, художник запоминающийся… Он имеет абсолютно свое, ярко выраженное лицо. А творческая индивидуальность – самое главное для художника» (Семь дней. 1991. 4–10 марта).
Е. И. Дариус, искусствовед,
старший научный сотрудник Государственного художественного музея Алтайского края, член Союза художников России
Литература
Джура Павел Данилович // Художники Алтая. Барнаул, 1973. [С. 46–49]: портр., репрод.
Снитко, Л. И. П. Д. Джура // Изобразительное искусство Алтая. Барнаул, 1977. С. 53–55: репрод.
П. Джура / вступ. ст. Ю. Сорокина. Барнаул, 1980. 16 с.: ил. (Скульпторы, монументалисты Алтая).
Джура Павел Данилович // Художники Алтая. Барнаул, 1980. [С. 157–159]: портр., репрод.
Павел Джура, чл. Союза художников СССР: Живопись. Графика. Монументальное искусство. Театр: к 50-летию со дня рождения / авт. текста В. В. Сазонова. Барнаул, 1990. 1 слож. л.: фото., ил.
Сазонова, В. Накануне первой персональной // Прямая речь. Барнаул, 1990. Нояб. (№ 4). С. 4.
О творчестве художника.
Ковалева, Л. Г. Джура Павел Данилович // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997. Т. 2. С. 485.
Рябова, Е. Две жизни Павла Джуры // Алтайская правда. 1999. 17 июля: портр.
По материалам беседы с художником П. Джурой.
Степанская, Т. М. Джура Павел Данилович // Барнаул: энциклопедия. Барнаул, 2000. С. 101: портр.
Джура Павел Данилович // Художники Алтая, XX век. Барнаул, 2001. С. 70–71: портр., ил. Текст парал.: рус., англ. яз.
Павел Джура // Эксперт–Сибирь. Новосибирск, 2005. 9–15 мая (№ 17/18). С. 30: портр., цв. репрод.
Джура Павел Данилович // Коллекция Сергея Хачатуряна, XX–XXI вв.: каталог-альбом. Барнаул, 2007. С. 147: репрод.
Кирилин, А. Далеко за воротами // Алтайская правда. 2007. 20 дек.: репрод., фото.
О выставке «Алтай поднебесный» П. Джуры и И. Ортонулова, посвященной Республике Алтай.
Токмаков, В. На Туриной горе // Российская газета. Неделя. 2007. 27 дек.–2 янв. C. 18: фото.
О выставке «Алтай поднебесный» П. Джуры и И. Ортонулова, посвященной Республике Алтай.
* * *
Джура Павел Данилович // Художники народов СССР: биобиблиогр. справ. М., 1976. Т. 3. С. 368.
Джура Павел Данилович // Художники Алтайского края: биобиблиогр. слов. Барнаул, 2005. Т. 1: А–Л. С. 195–201: портр.
Документальные источники
Алтайская краевая организация Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» (АКО ВТОО «Союз художников России»). Архив.
Личное дело П. Д. Джуры.
Источник информации: Барнаульский хронограф. 2009 г.: календарь знаменательных и памятных дат. — Барнаул, 2008. — С. 26-30.