Каралькин Петр Иванович (1908-1990)
В числе отечественных ученых XX в., внесших большой вклад в изучение культуры коренного населения Сибири, особое место занимает Петр Иванович Каралькин – этнограф, музеевед, знаток живописи сибирских художников.
Каралькин П. И. родился 12 января (по старому стилю) 1908 г. в большой кумандинской семье в аиле Елтош Нижне-Кумандинской волости Бийского уезда. Сегодня это – территория Красногорского района Алтайского края.
Петр был третьим ребенком, помимо него в семье было еще четверо детей. Хозяйство Каралькиных было одним из самых обеспеченных в аиле. Их семья являлась редким исключением из общей массы кумандинцев. В то время как большинство кумандинцев оставались неграмотными, отец и брат П. И. Каралькина умели читать и писать.
В 1920-х гг. солдаты, вернувшиеся с фронтов Первой мировой войны, развернули в кумандинских аилах культурно-просветительную работу. Так, в аиле Елтош был организован красный уголок и пункт ликвидации неграмотности. Здесь П. И. Каралькин научился грамоте, и вскоре его назначили заведующим красным уголком. В 1924 г. в Елтоше была создана комсомольская ячейка, активным участником которой стал П. И. Каралькин. Руководством района были замечены его добросовестность и ответственность. С 1927 г. по рекомендации райкома комсомола П. И. Каралькина избрали в сельский совет, а затем председателем Елтошинского сельсовета, в который входило также с. Егона.
Ответственность, усердие, мобилизация всех сил для выполнения поставленных задач – эти качества были главными чертами характера П. И. Каралькина. В конце 1920-х гг. его делегировали на окружной съезд Советов в г Бийск, а позже – на Сибирский краевой съезд в г. Новосибирск. В ходе работы съезда в г. Бийске П. И. Каралькин познакомился с А. Л. Коптеловым – сотрудником газеты «Звезда Алтая», известным советским писателем. В свою очередь А. Л. Коптелов познакомил П. И. Каралькина с профессией журналиста, после чего увлеченный Петр Иванович стал селькором «Звезды Алтая» и писал заметки о сельской жизни.
В 1926 г. П. И. Каралькин впервые посетил Бийский краеведческий музей. Там он увидел выставленные кумандинские вещи. Его очень поразило, что повседневные предметы, которые он и его родственники используют в своем быту и хозяйстве, выставлены для показа. По предложению директора Бийского музея С. М. Сергеева П. И. Каралькин для пополнения экспозиции провел среди своих родственников сбор некоторых вещей: серег с гусиным пушком, бус, украшений с бисером, рукавиц и поясов. Так началось его увлечение музейным делом.
Вскоре райисполком направил П. И. Каралькина учиться на рабфак Томского университета. После рабфака он поступил в Институт народов Севера при ВЦИК СССР в Ленинграде. По окончании вуза получил диплом преподавателя русского языка и литературы в национальных учебных заведениях, а также специалиста по вопросам письменности малых народов Сибири. После института П. И. Каралькина направили в распоряжение Западно-Сибирского крайисполкома, где он занял должность инструктора отдела национальностей. В 1934–1936 гг. П. И. Каралькин принимал участие в разработке алфавита и букваря для своего народа.
В 1936 г. П. И. Каралькин вернулся в Ленинград и поступил в аспирантуру. После ее окончания он работал в одном из центральных музеев страны – Государственном музее этнографии народов СССР. Оттуда в 1939 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР командировал П. И. Каралькина в Хакасию для организации в Абакане краеведческого музея. Открытие музея было приурочено к 10-летию области, которое отмечалось в 1940 г. С августа 1939 г. по июнь 1941 г. П. И. Каралькин был директором этого музея.
Летом 1941 г. П. И. Каралькина призвали в Красную Армию. Он воевал в Манчжурии, был замполитом. После войны вернулся в Абакан, где проживала его жена с сыном и дочерью. В 1949 г. вместе с семьей П. И. Каралькин переехал в Ленинград и устроился на работу в Государственный музей этнографии народов СССР. За годы работы в музее Петр Иванович заведовал его архивом, руководил отделом этнографии народов Сибири и Дальнего Востока, являлся заместителем директора по научной работе. В 1974 г. он вышел на пенсию.
Работая в музее, П. И. Каралькин совершил более двух десятков экспедиций. В том числе пять поездок прошли в составе Саяно-Алтайской этнографической экспедиции Академии наук СССР в Хакасии. Петр Иванович вместе с Р. Ф. Итсом и Л. П. Потаповым собирал материалы по этнографии населения Усть-Абаканского района Хакасской республики.
С целью сбора фактического материала по этнографии кумандинцев П. И. Каралькин в начале 1950-х гг. дважды побывал в Старо-Бардинском (ныне – Красногорский) и Солтонском районах Алтайского края. По итогам поездок им опубликована статья «Кумандинцы», где автор представил важные сведения по истории своего народа, о его традиционном жилище, элементах одежды и др.
В 1957 г. П. И. Каралькин принял участие в работе Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции. Во время ее работы основное внимание исследователь уделял изучению традиционного жилища тувинцев – юрты.
Всего вышло в свет более 20 научных статей П. И. Каралькина, в которых он рассматривал вопросы жилища, традиционных предметов быта скотоводческих народов, традиционных верований аборигенов Сибири. В сферу его научных интересов входили, кроме того, вопросы археологии, фольклора сибирских народов, в частности, литературы хакасов. Он собирал материалы по алтайцам, кумандинцам, тувинцам, хакасам, сибирским татарам и другим народам. За время многочисленных экспедиций им собрано большое количество экспонатов, пополнивших фонды главных музеев страны. Особое место в архивных и музейных фондах занимают этнографические рисунки П. И. Каралькина, раскрывающие еще одну грань его таланта.
П. И. Каралькин имел большой опыт в организации музеев. По отдельным вопросам давал консультации зарубежным музеям. В 1964 г. принимал участие в работе 7-го Всемирного конгресса антропологических и этнографических наук, который проходил в Москве. Коллегия по подготовке к конгрессу рекомендовала объединить близкие по тематике доклады. П. И. Каралькин выступил от имени трех авторов, его доклад назывался: «Государственный музей этнографии народов СССР и его коллекционные собрания».
Не забывал П. И. Каралькин и о своей малой родине. Во время поездок на Алтай он всегда посещал Бийский музей, с которого и началось его увлечение музейным делом. В 1960-1980 гг. благодаря стараниям старшего научного сотрудника и директора этого музея Б. Х. Кадикова начала формироваться экспозиция по кумандинской этнографии. П. И. Каралькин вместе со своим земляком этнографом Ф. А. Сатлаевым принимал активное участие в создании этой экспозиции.
В конце 1970-х – начале 1980-х гг. П. И. Каралькин вел переписку со своими земляками – сотрудниками Красногорского районного музея Алтайского края. Музей только начинал организовываться, и Петр Иванович оказывал посильную помощь в его становлении. Для этой цели он специально приезжал на малую родинув 1982 г. из Ленинграда.
В 1940–1960 гг. П. И. Каралькин вел активную публицистическую работу, сотрудничая с журналом «Сибирские огни». Он писал рецензии на книги по истории и культуре Сибири, готовил очерки о сибирских художниках, публиковал архивные материалы. Всего с 1947 по 1967 гг. в «Сибирских огнях» было опубликовано 14 его работ.
Более 40 лет П. И. Каралькин посвятил сбору сведений о жизни и творчестве известного алтайского художника
Г. И. Гуркина. С картинами алтайского художника П. И. Каралькин познакомился в 1927 г. во время учебы на рабфаке Томского университета. Позднее, в 1934 г. в Новосибирске состоялась их встреча. Это событие настолько поразило П. И. Каралькина, что в дальнейшем он стал собирать материалы о Г. И. Гуркине. Для этой цели он специально предпринял несколько поездок по стране, в том числе и по Алтаю, и сформировал уникальный архив автографов художника.
П. И. Каралькин скончался 10 сентября 1990 г. в Ленинграде, оставив после себя большое научное наследие. Большая часть из собранных им материалов рассредоточена по разным архивам и еще не опубликована.
В сборнике «Культура и традиции коренных народов Северного Алтая», изданном в 2008 г. – в год 100-летия со дня рождения П. И. Каралькина, были опубликованы его работы, в том числе ранее не издававшийся доклад «Остатки шаманизма у тувинцев и пути их преодоления». В 2009 г. в Барнауле прошла научно-практическая конференция «V Геблеровские чтения», посвященная памяти П. И. Каралькина. Материалы конференции, в том числе биографический очерк о П. И. Каралькине, опубликованы в восьмом выпуске «Краеведческих записок», издаваемых Алтайским государственным краеведческим музеем. В экспозиции Красногорского районного музея, действующей в настоящее время, оформлен стенд с биографическими и фотографическими материалами о П. И. Каралькине.
И. И. Назаров
Литература
Публикации П. И. Каралькина
*О памятниках [Хакасии] и их охране // Советская Хакасия. 1940. 14 марта.
*Древние памятники Хакасии: (археол. находки) // Красноярский рабочий. 1940. 24 авг.
Научно-исследовательская работа в Хакасии // Сибирские огни. 1946. № 2. С. 126–127.
Археологические памятники Хакасии // Сибирские огни. 1946. № 5/6. С. 171–172.
*Из истории города Абакана. Абакан: Хакас. кн. изд-во, 1949. 21 с.
Неполноценная книга // Сибирские огни. 1950. № 5. С. 138–140.
О книге Ю. Промптова «В центре Азиатского материка» (1950).
Поэты Хакасии // Сибирские огни. 1951. № 2. С. 117–120.
*Промыслы диких пчел у южных хакасов // Известия Всесоюзного географического общества. 1952. № 6. Вып. 1. С. 104.
*Кумандинцы // Краткие сообщения Института этнографии. М., 1953.Т. XVIII.
Краткие очерки истории хакасов // Сибирские огни. 1953. № 3. С. 183–186.
О книге Л. П. Потапова «Краткие очерки по истории и этнографии хакасов. XVIII–XIX вв.» (1952).
Древняя культура населения Горного Алтая // Сибирские огни. 1953. № 6. С. 179–180.
Заметки о хакасской литературе // Сибирские огни. 1954. № 3. С. 164–168.
Об архиве Г. И. Спасского // Советская этнография. 1956. № 4. С. 159–162.
*Из истории Абаканского завода // Записки Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. 1957. Вып. 5. С. 175–183.
Сибирские рисунки художника В. П. Петрова // Сибирские огни. 1957. № 2. С. 160–161.
*Из истории Абазы // Советская Хакасия. 1957. 2 июня.
Книга с погрешностями // Сибирские огни. 1959. № 5. С. 187–188.
Рецензия на книгу Г. А. Образцова «Г. И. Гуркин – алтайский художник-пейзажист» (1958).
Недоработанная книга // Алтайская правда. 1959. 9 мая.
Рецензия на книгу Г. А. Образцова «Г. И. Гуркин – алтайский художник-пейзажист» (1958).
*Жилище в Западной Туве // Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции 1955–1956 гг. М.; Л., 1960. Т. I. С. 267–283.
Еще о Г. И. Спасском // Сибирские огни. 1961. № 4. С. 125–126: портр.
*Письма В. К. Арсентьева // Труды Дальневосточного филиала Сибирского отделения АН СССР. Серия: История. Благовещенск, 1963. Вып. 1. С. 162–164.
Уникальная сибирская коллекция // Сибирские огни. 1963. № 10. С. 186–188.
*Использование этнографических коллекций как источника в научно-исследовательской работе: (из опыта Гос. музея этнографии народов СССР) / П. И. Каралькин, Т. А. Крюкова, З. Б. Предтеченская. М.: Наука, 1964. 8 с. (Доклады / VII Междунар. конгресс антропол. и этногр. наук. (Москва, авг. 1964 г.); 360)
Художник шелковой кисти // Сибирские огни. 1964. № 6. С. 184–186: ил.
О художнике Г. А. Аткнине.
Земляки – известные художники // Алтайская правда. 1964. 28 июня.
О художниках Г. И. Гуркине и А. О. Никулине.
Письмо А. М. Горького // Сибирские огни. 1965. № 7. С. 149–152.
*Spotkania z tuwińskimi szamanami i szamankami / tł. H. Swienko // Euhemer. Przegląd Religioznawczy. Warszawa, 1966. Rok X. Nr. 1 (50). S. 43–49. – На пол. яз.
Этнографическая коллекция Феликса Кона // Сибирские огни. 1967. № 5. С. 143–144.
*Войлок и войлочные изделия у тувинцев // Ученые записки Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Кызыл, 1970. Вып. XIX. С. 211–224.
*Тувинские шахматы // Этнография народов СССР. Л., 1971. С. 136–145.
*Хоостардан портретке (от вышивки к портрету) // Ах тасхыл. Абакан, 1977. № 25. С. 135–138. – На хакас. яз.
О древнейшем способе доения у сибирских кочевников-скотоводов (по материалам Алтая и Западной Тувы) // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978. С. 37–49.
К 100-летию со дня рождения П. И. Каралькина / авт. предисл. А. В. Малинов // Культура и традиции коренных народов Северного Алтая. СПб., 2008. C. 218–249. Содерж.: Кумандинцы. (По материалам Саяно-Алтайской экспедиции Института этнографии АН СССР). C. 219–230: ил.; Остатки шаманизма у тувинцев и пути их преодоления. C. 231–249.
Литература о жизни и деятельности
Левин М. Г. Полевые исследования Института этнографии в 1953 г. // Советская этнография. 1953. № 2. С. 194–197.
Потапов Л. П. Тувинская комплексная археолого-этнографическая экспедиция // Советская этнография. 1958. № 5. С. 134–138.
Потапов Л. П. Некоторые итоги работ тувинской экспедиции // Советская этнография. 1959. № 5. С. 109–122.
Молотова Л. Н. Всесоюзная научная сессия «Актуальные вопросы этнографии и этнографического музееведения» // Советская этнография. 1982. № 3. С. 159–162.
*Севастьянова Э. У истоков // Советская Хакасия. 1982. 4 марта.
Пустогачева С. Ч. Жизнь и творчество Г. И. Гуркина в архиве П. И. Каралькина // Горный Алтай и Россия: 240 лет. Горно-Алтайск, 1996. С. 122–127.
Кадиков Б. Х. Зал истории, быта и культуры кумандинцев Бийского краеведческого музея // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1998. С. 209–211.
Назаров И. И. Кумандинец Каралькин // Свободный курс. Барнаул, 2000. 23 нояб. (№ 47). C. 5: фот.
*Функ Д. А. Тувинский шаман Шончур Тожу и его бубен (по материалам П. И. Каралькина) // ActaEthnographicaHungaraca. Budapest, 2003. № 48. P. 451–464.
*Функ Д. А. Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов. М: Наука, 2005. 398 с.: ил. – Из содерж.: [о П. И. Каралькине]. С. 104, 148–149.
Галкина И. К. Роль П. И. Каралькина в изучении творчества Г. И. Гуркина // Вторые искусствоведческие Снитковские чтения. Барнаул, 2007. C. 34–37. Библиогр. в примеч.
Трояновская Т. В. П. И. Каралькин и его книжное собрание в библиотеке Государственного художественного музея Алтайского края // Там же. C. 38–40: цв. вкладка между с. 90–91: фот. Библиогр. в примеч.
Романова С. В. Коллекции П. И. Каралькина в собрании РЭМ // Культура и традиции коренных народов Северного Алтая. СПб., 2008. C. 250–256.
Трояновская Т. В. П. И. Каралькин и его книжное собрание в библиотеке Государственного художественного музея Алтайского края // Личные книжные собрания в библиотеках Алтайского края: материалы науч.-практ. конф. Барнаул, 2008. С. 23–25. Библиогр. в подстроч. примеч.
Назаров И. И. Петр Иванович Каралькин и его вклад в изучение народов Сибири // Краеведческие записки. Барнаул, 2009. Вып. 8. С. 3–8: портр. Библиогр.: с. 8 (12 назв.).
Есина Е. Петр Иванович Каралькин и его вклад в изучение народов Сибири // Восход. Красногорское, 2010. 28 авг. С. 4: портр.;18 сент. С. 5.
Дыков С. В. Орнамент кумандинцев (по материалам Саяно-Алтайской экспедиции П. И. Каралькина) // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации: сб. материалов II междунар. науч.-практ. конф. Барнаул, 2016. Ч. 2. С. 138–140: рис. Библиогр.: с. 140 (6 назв.)
Документальные источники
Архив Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) (г. Санкт-Петербург).
К–1. Оп. 2. Д. 37. Путевые заметки, сделанные П. И. Каралькиным во время поездки к кумандинцам Солтонского и Старо-Бардинского районов Алтайского края, 1951 г.
Архив Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург).
Ф. 2. Оп. 1. Инв. 1341. Рукопись П. И. Каралькина «Отчет о поездке в Тюменскую область в 1959 г.».
Архив Хакасского научно-исследовательского института языка, литератур и истории (г. Абакан).
Ф. 339. Л. 18, 19. Каралькин П. И. «Город Абакан» (Материалы к истории г. Абакана), 1946, 1949 гг., напечатанная рукопись.
Ф. 341. Рукопись П. И. Каралькина «Земледелие и охота у бельтиров (по материалам поездки в Аскизский и Таштыпский районы в 1947 г.)».
Государственный архив Алтайского края (ГААК).
Ф. 233. Оп. 1а. Д. 297. Анкеты Всероссийской сельскохозяйственной переписи по аилу Елтош, 1917 г.
Архив Красногорского районного краеведческого музея.
Письма и открытки П. И. Каралькина, адресованные сотрудникам музея; биографический очерк – машинописный текст «Ученый из Елтоша» – интервью с этнографом народов Сибири Каралькиным Петром Ивановичем, записанное Леонидом Суртаевым, рисунки П. И. Каралькина кумандинских поясов и их орнаментов.