Каразин Николай Николаевич (1842–1908)
Родился художник Н. Н. Каразин
Каразин Николай Николаевич – отечественный художник-график академического направления конца ХIХ в., который иллюстрировал произведения А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского. Русский живописец И. Е. Репин по поводу участия художников-передвижников в международной выставке 1888 г. сказал: «На парижской выставке мы совсем не будем участвовать. Конечно, русский отдел будет еще похлеще, чем в Берлине. Каразин, К. Маковский, Айвазовский и Клевер живо составят ядро запевал <…>». Включение имени Н. Н. Каразина в список известнейших отечественных русских художников того времени свидетельствует о его широкой известности. Любопытный факт: в начале ХХ в., когда встанет вопрос о выпуске национальных иллюстрированных почтовых карточек, первым, к кому обратятся с подобной просьбой, был график Н. Н. Каразин. О том, что интерес к этому художнику возрастает, свидетельствует выход альбома его творчества в серии «Мастера живописи» в издательстве «Белый город».
В конце ХIХ в. известный издатель М. О. Вольф задумал выпустить своеобразный энциклопедический путеводитель о родной стране: «Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении».
К коллективному труду привлекались ученые, писатели, художники, перед которыми ставились самые обширные задачи по изучению и систематизации профильных материалов. Редактором научно-популярной энциклопедии выступил вице-председатель Русского Географического общества П. П. Семенов-Тян-Шанский. Издание вышло в 1881–1901 гг. в 12 т. (20 кн.). Грандиозное дело, задуманное и начатое М. О. Вольфом, продолжили его сыновья. 11-й т. «Живописной России» 1884 г. выпуска посвящен Сибири и, в частности, Алтаю. Отдельные тома этого издания входят в собрание Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им В. Я. Шишкова.
Алтай привлек внимание Н. Н. Каразина в процессе работы над изданием «Живописная Россия». Энциклопедическое издание остро нуждалось в обширном иллюстративном материале. Поэтому в процессе составления 11-го сибирского тома, и особенно его «алтайской» главы, были использованы два метода подбора иллюстраций. Первый, компилятивный метод, обобщал все доступные, ранее выходившие изображения. Второй метод – натурный, напрямую относился к видовой графике, когда конкретный человек-художник посещает отдаленные места. Его цель – как можно подробнее и правдивее запечатлеть окружающие его ландшафты. Неизвестно, по какой причине и на каких условиях, но выбор пал на художника Н. Каразина.
Сомневаться в том, что Н. Н. Каразин посещал Алтай, не приходится. Его алтайские работы документальны, достоверны. Все его авторские листы заверены подписью. Его кратковременное путешествие на Алтай происходило в самом начале 1880-х гг. С Алтая он спустился в Среднюю Азию. В 10-м томе «Живописной России», посвященном Средней Азии, мы найдем много его подписных иллюстраций. Изобразительный характер алтайских листов и азиатской серии рисунков однороден. Складывается впечатление, что все эти работы были исполнены в рамках одной экспедиции. Известно, что современники с большим интересом встретили туркестанскую серию зарисовок Н. Н. Каразина, которая продолжала вслед за картинами известного художника В. В. Верещагина знакомить зрителя с ранее неизвестным, экзотическим регионом. Алтайским листам не повезло, о них и факте посещения художником Алтая надолго забыли.
Н. Н. Каразин исполнил для «Живописной России» следующие пейзажи Алтая: «Долина реки Чарыша», «Река Катунь», «Долина реки Чулышмана», «Исток реки Бии из Телецкого озера», «Соединение рек Бии и Катуни», «Река Коргон», «Коргонская деревня и вид белков». А также три декоративные буквенные заставки: «Алтайские калмыки», «Черновые татары», «Зайсанский пост».
Для автора важен иллюстративный подход, ведь именно так и задумывалось изначально. Однако Каразин проявляет себя очень чутким художником, и с сугубо профессиональной точки зрения, и с мировоззренческой позиции. Его графические работы получились именно пейзажами, небольшими картинами алтайской природы, верными до черточки, до штриха, до точки – натуре и, в то же время, несущими эмоциональный, чувственный посыл. Особо удачными получились работы художника: «Соединение рек Бии и Катуни» и «Река Коргон».
В ХIХ в. Алтай привлекал внимание ряда художников. В течение всего столетия в основном получил развитие видовой пейзаж в графике. Одним из художников, запечатлевших виды Алтая, был художник Николай Николаевич Каразин.
Д. Е. Золотарев
Литература
Живописная Россия: отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. СПб.; М., 1882–1898. Т. 11: Западная Сибирь. 1884. 374 с.
Подписные рисунки художника Н. Н. Каразина, c. 40, 54–55, 197, 204, 208, 209, 211, 225, 226, 234, 253, 273, 290–291, 321.
*Сидоров А. А. Русская графика начала ХХ в. М., 1969.
О Н. Н. Каразине, С. 51, 53–54, 60, 182, 189.
*Товарищество передвижных выставок. 1869–1899. Письма, документы. М., 1987.
О Н. Н. Каразине, с. 596.
Снегурова М. Община св. Евгении // Наше наследие. 1991. № 3. С. 27–34.
Об издании первых художественных открыток в России, одним из авторов которых был Н. Н. Каразин.
*Н. Н. Каразин // Томский областной художественный музей: каталог. Томск, 1993. С. 71, 121–122.
О коллекции живописных и графических работ Н. Каразина из собрания музея.
Золотарев Д. Е. Первые художники Алтая // Барнаул литературный. 2015. Авг. С. 13–16.
В т.ч. о Н. Н. Каразине, с. 15.
*Н. Н. Каразин: альбом. М.: Белый город, [?]. (Серия «Мастера живописи»).
Источник информации: Алтайский край, 2017 г.: календарь знаменат. и пам. дат. Барнаул, 2016. С. 121-122. Библиогр. в конце ст.