Пришвин Михаил Михайлович (1873–1954)
М. М. Пришвин происходил из купеческого сословия. Он родился 4 февраля 1873 года в фамильном имении Хрущево-Левшино близ Ельца (ныне Становлянский район). Учился в Елецкой гимназии и реальном училище в Тюмени. В 1893 г. сдал экстерном экзамены за гимназический курс и поступил в Рижский политехникум, где увлекся марксизмом, и год провел в тюрьме. После двухгодичной ссылки в Елец Пришвин получил разрешение на учебу в Германию. Он поступил на агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета, который окончил в 1902 г. Вернувшись в Россию, несколько лет работал агрономом, писал брошюры по сельскому хозяйству, но после путешествия на Север (по Карелии, на Соловецкие острова и в Скандинавию) в 1906–1907 годах всерьез обратился к литературе. В годы Первой мировой войны был фронтовым корреспондентом. После Октябрьской революции жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье; вел педагогическую деятельность, занимался охотой и краеведением.
Творческий путь М. М. Пришвина начался с журналистики: с 1905 г. он активно печатался в петербургских и московских газетах и журналах. Первый рассказ Михаила Михайловича Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906 году. В путешествиях по русскому Северу (Олонецкая губерния, Карелия), куда он отправился, увлекшись фольклором и этнографией, родилась первая книга писателя «В краю непуганых птиц» (издана в 1907 г.) — путевые очерки, составленные из наблюдений над природой, бытом и речью северян. Она принесла Пришвину известность, писатель был удостоен за нее серебряной медали Императорского географического общества и звания действительного его члена. Следующая книга «За волшебным колобком» (1908) помогла их автору оказаться в центре литературной жизни Петербурга. В этом произведении, а также в «Черном арабе» (1910) и др. сочеталась научная пытливость с особой натурфилософией и поэзией природы, определивших особое место Пришвина в русской литературе. Но самобытный прозаик не стал бы таковым, не изучай он этнографию и фольклор и не устраивая многочисленные путешествия, которые вдохновляли его на творчество. Он путешествовал по Русскому Северу, Заволжью, Крыму и Казахстану, бывал на Дальнем Востоке, в Сибири, на Алтае. Впечатления от путешествия на Алтай легли в основу очерка писателя «Адам и Ева» (1911), зафиксированы в «Сибирских дневниках» – это часть ранних дневников Пришвина 1905–1913 гг.
Как писатель Пришвин сформировался в Серебряном веке, он посещал религиозно-философские собрания, салон Ф. Сологуба, выставки, проявлял большой интерес к новому искусству. В задуманном им романе «Начало века», охватывающем 1905 − 1917 гг., среди героев должны были быть Д. Мережковский, А. Ремизов, В. Розанов, А. Блок и М. Горький. Роман не был создан, но эти писатели стали его «вечными спутниками» — Пришвин вел с ними «внутренние диалоги» до конца своих дней. Особенно большое влияние на его творчество оказали Ремизов и Розанов: в рассказах, лирико-философских повестях и романах Пришвина обнаруживается преемственность их литературного стиля. Воздействие модернистов на творчество писателя особенно сильным было в 1908-1912 гг., оно сказалось в повести «У стен града невидимого» («Светлое озеро»), рассказах «Никон Староколенный», «Бабья лужа», «Крутоярский зверь», «Птичье кладбище», очерке-поэме «Черный араб» — реальность сочетается в них с мистицизмом. В 1912-1914 годах вышло первое собрание его сочинений в 3-х томах, изданию которого способствовал Максим Горький.
В 1920 годы Пришвин усиленно занимается краеведением и охотой, пишет серию охотничьих рассказов, которые затем составили сборник «Календарь природы». В начале 1930-х он едет на Дальний Восток, затем повторно на русский Север в поисках дикого леса — благодаря этой поездке появляется «Берендеева чаща». В его произведениях, помимо замечательных описаний природы, глубокого проникновения в ее повседневную жизнь и образов простых людей, живущих с ней в одном ритме, важную роль играет сказка, миф. Народно-поэтические истоки не только обогащают художественную ткань и палитру сочинений Пришвина, но и придают повествованию дыхание вневременной мудрости, превращая отдельные образы в многозначные символы.
Михаил Пришвин в 1920-30-е писал и для детей, и для взрослых. В эти годы он трудился над автобиографическим сочинением «Кащеева цепь», над которым работал до последних дней жизни. Человек, по мысли автора, должен разорвать кащееву цепь зла и смерти, отчужденности и непонимания, освободиться от пут, сковывающих жизнь и сознание. В новой редакции писатель дополнил произведение, превратив его из романа о формировании внутреннего мира человека в роман о творчестве.
В годы Второй мировой войны 70-летний писатель уехал в эвакуацию в Ярославскую область. Любовь к флоре и фауне и там нашла применение: Пришвин защищал лес вокруг деревушки, где обитал, от уничтожения разработчиками торфа. В предпоследний год войны Михаил Пришвин приехал в столицу и опубликовал рассказ «Лесная капель». В последних крупных произведениях: «Кладовой солнца» (1945), «Корабельной чаще» (1953), «Осударевой дороге» (1938—1953) — объединены правда и сказка. Пришвин писал о том, что беззаветно любил; поэтому его творчество стало таким проявлением его любви к окружающему миру, поэтому оно так напоено светом и радостью бытия.
Однако главным делом своей жизни Пришвин считал работу над дневником. Из дневника родились книги «Фацелия», «Лесная капель», «Глаза земли», «Незабудки», но писатель надеялся, что придет время и смогут быть напечатаны все его записи, — им руководило страстное желание быть понятым. До сих пор далеко не полностью опубликован его дневник, но и в той небольшой части, которой мы располагаем, Михаил Михайлович предстает крупным мыслителем, обладающим собственной художественно-философской концепцией мира и человека, ориентированной на восприятие человека в качестве органичной части космического целого.
Пришвин прожил долгую, интересную и своеобразную жизнь, которая с необычайной полнотой отразилась в его произведениях. Книги его заняли прочное место в золотой библиотеке современной русской советской литературы, потому что в них писатель сумел отразить глубокую любовь человека к своей родине, ее людям, ее природе. Познакомиться с библиографией автора можно в электронном каталоге АКУНБ.
Михаил Михайлович Пришвин награжден орденом «Знак Почета» (1939) и Трудового Красного Знамени (1943). Умер в Москве, похоронен на Введенском кладбище.
В 2004 г. постановлением Губернатора Московской области была учреждена литературная премия имени М.М. Пришвина за произведения в прозе, получившие общественное признание, посвященные теме любви к родному краю и являющие собой образец духовности и высокой нравственности. Премией награждаются авторы, постоянно проживающие на территории Московской области.