Будкеев Сергей Михайлович
Будкеев Сергей Михайлович – заслуженный деятель искусств Российской Федерации, основатель органной культуры Алтая, член-корреспондент Международной академии наук и педагогического образования, действительный член (академик) Петровской академии наук и искусств, член правления Ассоциации органистов России по Сибири и Дальнему Востоку, член экспертного совета по органостроению Международного Союза музыкальных деятелей, мастер-реставратор органа высшей квалификации, лектор-искусствовед, кандидат педагогических наук, доцент факультета искусств Алтайского государственного университета, преподаватель, член экспертного совета по городским экспериментальным площадкам (научный руководитель одной из них – при гимназии № 27 по патриотическому воспитанию). Лауреат премии Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества (1998).
Будкеев С. М. родился в г. Бийске 17 ноября 1952 г. Сергей Михайлович является представителем творческой династии Будкеевых-Буровых, известной на Алтае с середины ХХ столетия. Семьи, подобные этой – не редкость в Барнауле, а скорее традиция, берущая начало во второй половине XIX в. Среди них династии исследователей, краеведов и творческих деятелей Гуляевых, представителей науки и литературы Зверевых, деятелей науки Велижаниных и др.
Универсальный талант С. М. Будкеева целенаправленно формировался в семье деятелей искусства: отца – художника Михаила Будкеева и мамы – театральной актрисы Марии Буровой-Будкеевой. Родители будущего музыканта решили, что сын не должен идти по их стопам при выборе профессии, а найти собственный путь, и отдали его учиться в музыкальную школу № 1 по классу фортепиано. Затем была учеба на фортепианном отделении Барнаульского музыкального училища им. 40-летия Октября, Новосибирская консерватория по классу специального фортепиано (педагог С. П. Гиндис). Занятия в Новосибирской консерватории, где факультативно изучался орган, определили всю дальнейшую музыкальную карьеру С. Будкеева. Впоследствии музыкант продолжил свое образование и поступил в Горьковскую (ныне Нижегородскую) консерваторию, где занимался (1988–1991) у заслуженной артистки РФ, профессора Г. И. Козловой по классу органа, затем проходил ассистентуру-стажировку и аспирантуру у одного из ведущих органистов России – заслуженного деятеля искусств РФ, доктора искусствоведения, профессора Л. И. Ройзмана в Московской консерватории.
Удачно сложилась творческая судьба С. М. Будкеева, подарившая ему встречи с такими талантливыми музыкантами и педагогами-наставниками, как Е. М. Кац – дирижер, скрипач, преподаватель Барнаульского музыкального училища (ныне Государственный музыкальный колледж), профессора Г. И. Козлова и Л. И. Ройзман, чьи личные и профессиональные качества помогли формированию С. М. Будкеева как незаурядного органиста.
Первые впечатления об органе, услышанном по радио в 1956 г. (передавали прямые трансляции концертов А. Гедике – основоположника русской органной культуры – из Большого зала Московской консерватории), произвели столь сильное впечатление на четырехлетнего ребенка, что, впоследствии, став солистом-инструменталистом высшей категории, С. Будкеев освоил специальность органного мастера (Москва; фирма «Ригер Клосс» в г. Крнов, Чехия, 1983 г.). Как органист он стажировался в 1990-е гг. у исполнителей Германии, Франции, Финляндии, Швейцарии и Италии. Незабываемые впечатления оставили гастроли в Германии, где музыкант ознакомился с уникальными историческими органами, клавесинами и клавикордами, сделанными еще во времена Людовика XIV и И.-С. Баха.
В качестве органного мастера высшей квалификации в конце 90-х гг. прошлого столетия им осуществлен капитальный ремонт, реконструкция, настройка, интонировка концертных органов Иркутска и Красноярска. Музыкант является мастером-настройщиком, куратором барнаульского органа.
Деятельность С. М. Будкеева универсальна: в одном лице соединяются музыкант-исполнитель и ремонтировщик-настройщик, что является достаточной редкостью в музыкальном мире.
Как органист С. М. Будкеев сотрудничает с филармонией, выезжает на гастроли в города России, страны СНГ, Западной Европы. Первый органный концерт состоялся в Барнауле в 1985 г., а с 1990-х гг. С. М. Будкеев осуществил грандиозный просветительский и образовательный проект – органный абонемент лекций-концертов «Мировая художественная культура» из 18 программ, который включал музыкальные произведения от средневековья до современности. Органичное сочетание принципов изобразительного и театрального искусства, а также тонкое проникновение в мир музыкальной культуры прошлых эпох привели к созданию этого единственного, известного в мире на тот момент, уникального цикла органных концертов. Память о них сохранилась у многочисленных слушателей (а их было более 700 тыс. человек) – жителей и гостей города, посещавших эти неповторимые моно-спектакли. С большим вкусом и музыкальным тактом подбирался репертуар и участники концертов. На сцене звучали клавесин, ударные, гитара, выступали певцы. Все это в сочетании с «королем инструментов» – органом создавало богатую красочную звуковую и тембровую палитру, вызывая яркие живописные ассоциации.
Будкеев С. М. занимается большой научно-педагогической деятельностью. После окончания Новосибирской консерватории он в 1977–1992 гг. преподавал в Алтайском государственной институте культуры (ныне – Алтайская государственная академия культуры и искусств), с 1992 по 2009 г. заведовал кафедрой искусств в Барнаульском государственном педагогическом университете (ныне – Алтайская государственная педагогическая академия). Кандидат педагогических наук. Тема кандидатской диссертации – «Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки» (2000). С. М. Будкеев является научным руководителем двух аспирантов, успешно защитивших кандидатские диссертации по педагогике. С 2009 г. работает в Алтайском государственном университете. В качестве доцента на факультете искусств преподает искусствоведческие и культурологические дисциплины, большое время отводит науке, работает над монографией.
Будкеев С. М. – автор научных, научно-методических и просветительских работ, посвященных проблемам культуры, органного исполнительства, образования. Всего их более 200, включая газетные и журнальные статьи, афиши, программы лекций-концертов. Среди наиболее значимых публикаций – курс лекций «Страницы истории российской органной культуры XIX – середины ХХ вв.» (1992); учебное пособие «А. Ф. Гедике – органист, исполнитель, педагог» (1999), а также первый в России учебник для высших специализированных учебных заведений (консерваторий) по органному исполнительству, педагогике и композиции (2004).
Будущее органной культуры Алтая С. М. Будкеев видит в своих учениках. С 2007 г. в Алтайском государственном музыкальном колледже впервые был открыт класс органа, а в 2009 г. и в лицее при музыкальном колледже появились ученики-органисты. Большим событием в культурной, музыкальной жизни Барнаула и в педагогической деятельности С. М. Будкеева стало участие в Московском окружном фестивале музыки им. А. Ф. Гедике в марте 2011 г. его ученика из лицея Ивана Ключникова, который стал лауреатом III степени этого престижного конкурса и получил диплом «Надежда фестиваля». По статусу смотр-конкурс молодых музыкальных дарований приравнивается к республиканскому. Из ряда регионов России в Москву приехало 170 участников, где самому юному их них было 6 лет, старшему – 16.
В конкурсе органистов приняло участие 20 человек. Из них жюри конкурса выбрало троих. Председателем конкурса уже второй раз являлся С. М. Будкеев.
Впервые в истории региона появился органист-лауреат, что свидетельствует о формировании органной школы Алтая. Подобная школа сложилась в Сибири лишь при Новосибирской консерватории, где преподается искусство органной игры соответственно учебным программам.
В творческой карьере Будкеева-органиста четко прослеживаются черты преемственности, идущие от корифеев отечественного органного исполнительства, – основателя московской школы А. Ф. Гедике и его ученика, выдающегося советского органиста Л. И. Ройзмана. Основатель органной культура Алтая – С. М. Букеев является единственным в Сибири учеником Л. И. Ройзмана.
Традиции семьи определили увлечения и пристрастия Сергея Михайловича. Это рисование, киносъемка, художественная фотография, главными героями которых являются люди и замечательная природа Алтая, а также научная работа по сбору информации о музыкальной культуре России в столичных архивах (музее им. Н. Г. Рубинштейна при Московской консерватории, Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки, архивах композиторов С. И. Танеева, Ц. И. Кюи и др.).
Большое удовольствие в свободное время доставляет С. М. Будкееву работа со старинными музыкальными изданиями, среди которых есть и относящиеся к XVIII в., а также изучение трудов классиков отечественного театрального искусства – К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, И. Л. Андронникова, Ю. А. Завадского, Г. А. Козинцева и др., основные положения которых по актерскому и режиссерскому мастерству получили воплощение в концертах органного абонемента, превратив их в театр одного актера.
Обращаясь к жизненному и творческому пути С. М. Будкеева, нельзя не сказать о его семье, родителях, оказавших значительное влияние на формирование творческой личности сына.
Отец музыканта, Михаил Яковлевич – народный художник России, фронтовик, начал свою деятельность в качестве художника в Бийском драматическом театре в конце 40-х гг. ХХ в. Основной темой его творчества стали пейзажи Горного Алтая – тема, неоднократно вдохновлявшая выдающихся мастеров кисти Сибири на создание незабываемых произведений живописи. Творчество художника помогает проследить этапы развития и выявить четкую линию преемственности в изобразительном искусстве Алтая, идущую от основоположников алтайского пейзажа Г. И. Гуркина, А. О. Никулина, Д. И. Кузнецова и получившую свое логическое развитие и продолжение в пейзажах М. Я. Будкеева. Его натюрморты, пейзажи, портреты, созданные в технике живописи, акварели, темперы, отличает яркий, праздничный колорит: «Стояние под облаками», «Катунь. Пороги», «Весна на Ильгумени» и др. Лиричны и проникновенны уголки старого Барнаула, поэтично запечатленные рукой большого мастера, сохранившего на своих полотнах фрагменты безвозвратно уходящего прошлого.
Мама С. М. Будкеева – актриса Мария Ивановна Бурова-Будкеева (27.10.1930–11.05.2004) 55 лет своей жизни отдала театру. Она была воспитанницей Бийского драматического театра, на сцене которого начала выступать с 1949 г. С 1954 г. по рекомендации отдела искусств Алтайского крайисполкома была переведена в краевой театр драмы в Барнаул, где исполняла ведущие роли. Успех и признание актрисе принесли работы по произведениям А. М. Горького, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, В. М. Шукшина и др. Ею создано более 200 сценических образов драматического, лирического, характерного плана. Одной из значительных работ была роль в многосерийном телефильме из провинциальной сибирской жизни в постановке немецкого режиссера.
Бурову М. И. отличала активная жизненная позиция. На протяжении 16 лет она избиралась депутатом Барнаульского городского Совета депутатов трудящихся, являлась активным популяризатором и пропагандистом органной культуры города.
На протяжении многих лет концертно-исполнительной деятельности С. М. Будкеева верным помощником и ассистентом была супруга музыканта – пианистка и органистка Светлана Александровна. Последние их совместные выступления состоялись в конце 2009 – начале 2010 гг.
В декабре 2009 г. в концертном зале Государственного музыкального колледжа впервые в Барнауле была исполнена месса А. Т. Гречанинова совместно с городским академическим хором под руководством А. Тарнецкого. Второй премьерой стало исполнение кирхен-сонаты C-dur В.-А. Моцарта для двух скрипок и двух органистов, а также произведения для органа в четыре руки (для двух органистов) З. Окса – вариаций на немецкую народную песенку «Пролетела птичка», написанных в стилях различных композиторов: И.-С. Баха, И. Гайдна, В.-А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса и Ф. Мендельсона.
Безвременная кончина С. А. Будкеевой летом 2010 г. прервала этот творческий союз.
Дети С. М. и С. А. Будкеевых продолжают музыкальные традиции родителей. Сын Дмитрий пошел по стопам отца – овладевает специальностью органного мастера. Секреты органного мастерства, как повелось, передаются по наследству; к тому же для квалифицированного обслуживания столь сложного механизма необходимы два мастера, один из которых работает внутри инструмента, а другой – снаружи, чтобы правильно скорректировать звуковой и тембровый режим органа.
Дочь Екатерина занимается вокалом, известна как джазовая певица. Внук Дмитрий учится в музыкальной школе.
Сейчас маэстро С. М. Будкеев полон научных и творческих замыслов – пишет статьи и обдумывает новые концертные программы.
С. В. Нестерова
ЛИТЕРАТУРА
О награждении государственными наградами Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 28.12.1995 г. № 1325 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 2. Ст. 74. С. 345.
В числе других почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» присвоено С. М. Будкееву.
О присуждении премий Алтайского края в области литературы, искусства и народного творчества : постановление администрации Алтайского края от 21.09.1998 г. № 575 // Сборник законодательства Алтайского края. Барнаул, 1998. № 29. С. 203–204; Алтайская правда. 1998. 25 сент.
В числе других – музыканту С. М. Будкееву.
Рябова, Е. Музыкальное «ноу-хау» Сергея Будкеева // Свободный курс. Барнаул, 1997. 25 дек.–1 янв. (№ 52). С. 10 : фото.
Книппер, О. Маэстро Будкеев – музыкант и мастеровой // Свой дом. Барнаул, 1998. 5 марта (№ 9). С. 6 : фото.
Сергей Будкеев : «Когда я вкалываю, я свободен» // Алтайская правда. 1998. 20 июня : портр.
Будкеев Сергей Михайлович // Золотые страницы Алтая. Б. м., 1999. Т. 2. С. 78. Текст парал. : рус., англ. яз.
Степанская, Т. М. Будкеев Сергей Михайлович // Барнаул: энциклопедия. Барнаул, 2000. С. 58.
Будкеев Сергей Михайлович // Россия–2000. Современная политическая история (1985–1999 годы). М., 2000. Т. 2 : Лица России. С. 133.
Рябова, Е. Немцам показалось, что у Будкеева три ноги // Алтайская правда. 2001. 10 окт. : портр.
О гастролях С. Будкеева в Германии.
Федоринова, Е. Сергей Будкеев играл на органе, созданном еще до Баха // Свободный курс. Барнаул, 2001. 18 окт. (№ 42). С. 22 : фото.
О гастролях С. Будкеева в Германии.
Тиунова, Н. Русский орган на родине Баха // Вечерний Барнаул. 2001. 30 окт. : фото.
О европейском туре С. М. Будкеева.
Шалаев, И. К. Будкеев Сергей Михайлович // Энциклопедия образования в Западной Сибири. Барнаул, 2003. Т. 3. С. 37.
Будкеев, С. Орган – это очаг двухтысячелетней культуры : [беседа с музыкантом] / вела Л. Карпова // Два слова. Барнаул, 2007. 22 авг. (№ 33). С. 16 : цв. портр.
Варфоломеев, О. Необыкновенный концерт // Литературная газета. 2007. 29 авг.–4 сент. (№ 33/34). (Алтай. № 10).
О совместном концерте органной музыки С. Будкеева и У. Штирле (Германия) в Барнауле.
Карпова, Л. Орган расправил плечи // Два слова. Барнаул, 2007. 28 нояб. (№ 47). С. 3 : цв. фото
Концерт С. Будкеева в Барнаульском музыкальном колледже.
Масибут, А. Библия органиста // Свободный курс. Барнаул, 2008. 16 июля (№ 29). С. 3 : рис.
Рябова, Е. Сын артистки и художника // Два слова. Барнаул, 2008. 3 сент. (№ 35). С. 23 : цв. портр.
Беседа с музыкантом С. Будкеевым.
Будкеев, С. Блеск небес, голос ангелов, церковный орган, пение птах… : [беседа с музыкантом] / вел С. Лобода // За науку. Барнаул, 2009. 19 нояб. (№ 46) : фото.
Рябова, Е. Сергей Будкеев из эпохи Возрождения // Тобольск и вся Сибирь : альманах. Тобольск, 2010. Кн. 13 : Барнаул. С. 305–314 : цв. фото.
Нестерова, С. В. Будкеев Сергей Михайлович // Музыкальная энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 2011. С. 71–72.
Источник статьи: Алтайский край. 2012 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2011. С. 117-121: фото.