«Калина красная»
25 марта 1974 г. вышел на экраны последний фильм Василия Макаровича Шукшина «Калина красная».
«Калина красная». Фильм. «Мосфильм», 1973, 108 мин., цв. Режиссер и сценарист – В. Шукшин, оператор – А. Заболоцкий, композитор – П. Чекалов. В ролях – В. Шукшин, Л. Федосеева-Шукшина, Г. Бурков, А. Ванин, И. Рыжов, М. Скворцова, Л. Дуров, Ж. Прохоренко.
Последняя режиссерская и лучшая актерская работа Шукшина, принесшая ему всемирную известность. Предшествующая фильму киноповесть была опубликована в «Нашем современнике» (№ 4, 1973). В мае того же года картина была запущена в производство. Фильм Шукшина снимался в Белозерске Волгоградской области. В этой киноработе Шукшин, как и в «Печках-лавочках», вновь предстал в качестве писателя, режиссера и актера. Триединство авторского взгляда нашло здесь редкостное по глубине и цельности выражение.
Киноповесть рассказывает о человеке сложной и необычной судьбы. Выйдя из тюрьмы после длительного срока заключения, бывший «вор в законе» Егор Прокудин решает, в виду будущих криминальных подвигов, «отдохнуть и подкормиться» в деревне, где живет Люба, с которой он познакомился заочно по переписке. Но встреча с красивой и сердечной русской женщиной возвращает Егора Прокудина к родным местам, к забытой им старухе-матери, к труду на пашне, заставляет навсегда порвать с прошлым. Внешне – мелодраматический, сентиментальный сюжет. Но Шукшин ставит задачу «разрушить, преодолеть сюжет, перевести разговор в иную, более сложную, плоскость. Рассказать не о злосчастной судьбе рецидивиста – рассказать о душе. О том, как не устроена она в жизни, как мается и ищет своего места». Для режиссера важен тяжкий путь возвращения Прокудина к людям и к самому себе, заблудившемуся в потемках криминального мира. «А рядом с замкнутым и темным Егором Шукшин, по мнению В. Соловьева, показал раскрытую, распахнутую до последней душевной щедрости – ибо не скудеет рука дающего – Любу: в плане генетическом образ традиционный, в плане историческом – вечный, обрушившую на Егора всю силу своей любви».
Наиболее точным воплощением народного характера остается собственная работа Шукшина как актера. Цепь его удивительных актерских открытий блистательно завершил Егор Прокудин. «Отпетый вор Василия Шукшина – это не только мастерское исполнение, точнее, даже не столько исполнение, сколько обнаженная человеческая страсть. В этом актерском создании прежде всего удивительны и неповторимы не приемы игры, а та внутренняя убежденность, нравственная сила, которая стоит за каждым словом и движением артиста» – писал актер А. Баталов.
В прокате фильм имел сенсационный успех, неделями не сходил с экрана. Шукшин был в те дни счастлив, ибо в «Калине красной» выразил себя с невиданной прежде полнотой и красотой. Рассказывает С. Бондарчук: «Помню один из первых просмотров фильма. Это было в Госплане СССР. Так случилось, что до последней минуты мы не знали, будем показывать фильм или нет. Все были очень напряжены, особенно Шукшин. Просмотр все-таки состоялся. Когда фильм окончился, зрители аплодировали и на глазах у многих были слезы, Шукшин все повторял мне: «Ты видишь, им понравилось!» Он ликовал». Первое место в массовом ежегодном опросе читателей журнала «Советский экран», море писем, исполненных жалости к Егору Прокудину и гнева, что «не дали» ему начать честную жизнь – все это свидетельствовало о том, что были задеты душевные струны миллионов людей.
Фильм получил призы польских кинокритиков «За лучший иностранный фильм» (1973); на VII Всесоюзном кинофестивале в Баку (1974) – «За самобытный, яркий талант писателя, режиссера и актера Шукшина», призы международных кинофестивалей в Западном Берлине (1975) и в Югославии (1975).
Источник информации: Шестакова И. В. «Калина красная». Фильм // Шукшинская энциклопедия. Барнаул, 2011. С. 162–164.