Тарский Геннадий Кириллович (1928–1981)

Геннадий Кириллович Тарский – талантливый художник, живописец и график, мастер портрета, пейзажа, работал в жанре тематической картины.

Г.К. Тарский родился 23 сентября 1928 г. в г. Омске.

В 1944 г. поступил в Казанское художественное училище и окончил его в 1949 г. Это был третий выпуск художников-декораторов. Педагогами его были В.С. Подгурский и народный художник ТАССР П.Т. Сперанский.

От того периода учебы сохранились эскизы, выполненные в технике акварели по произведениям А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», сказкам «Змей Горыныч», «Иван-Царевич и серый волк». По-видимому, это эскизы монументальных росписей.  Заметно хорошее чувство пространства, цвета, образность русской волшебной сказки. Сохранились также карандашные наброски костюмов к опере А.П. Бородина «Князь Игорь».

По имеющимся наброскам можно отметить, что Геннадий Тарский был очень способным студентом. Скупые строки газет свидетельствуют о том, что на Всероссийской выставке работ учащихся художественных училищ в числе лучших экспонировались работы Г.К. Тарского, отмечаются его рисунки карандашом и углем.

После окончания Казанского художественного училища Геннадий Кириллович сразу же поступает в Латвийскую Академию художеств в городе Риге. Занимается в классе профессора Яниса Тилберга, народного художника Латвии, известного портретиста, живописца и графика.

Одной из курсовых работ Геннадия Тарского стал портрет учителя, выполненный маслом. Портрет написан уверенно, грамотно и эмоционально, автору удалось передать характер этого увенчанного сединой  целеустремленного и  увлеченного человека.

Так же, как и в Казанском училище, в Академии Тарский был одним из самых успешных учеников. Он стал участником первой методической совместной выставки лучших студентов Академии художеств Латвийской ССР, студентов Ленинградского художественного института имени И.Е. Репина (Академии художеств) и Московского художественного института имени В.И. Сурикова.

В 1956 г. Геннадий Кириллович получает диплом Латвийской Академии художеств и приезжает в Барнаул. Поступает на работу в Алтайское отделение художественного фонда и сразу же активно включается в творческую работу. Выезжает в целинные села,  пишет портреты передовиков. В первые годы работы в Барнауле награжден грамотой Алтайского крайкома КПСС «За активное участие в подготовке и проведении краевой сельскохозяйственной выставки 1956 года».

В те годы директором Алтайской организации художественного фонда РСФСР был Анатолий Александрович Воротников, сын известного колыванского мастера Александра Ивановича Воротникова.  По приглашению Анатолия Александровича Г.К. Тарский приезжает в Колывань, где задумывает написать картину, связанную с историей создания знаменитой «Царицы ваз», хранящейся в Государственном Эрмитаже.

Тарский Г. К. Перевоз монолита яшмы на Колыванский камнерезный завод

Работать над картиной Геннадий Кириллович начал уже в 1956 г. По замыслу художника в картине должен был предстать один из этапов создания грандиозной вазы. Автор называет композицию «Перевоз монолита яшмы на Колыванский камнерезный завод». Работа над картиной продолжается несколько лет. Художник создает целую серию пейзажных этюдов, в Колывани ищет типажи для своей «хоровой картины».

В 1959 г. работа над картиной была завершена и показана на XII краевой выставке произведений алтайских художников.

В настоящее время картина находится в музее камнерезного дела в Колывани. В результате многолетней работы над картиной, появился целый ряд колыванских пейзажей, имеющих историческое значение, а также этюдные портреты колыванских мастеров. Так, в собрании Государственного художественного музея Алтайского края хранятся работы «Старик Тихобаев», «Дед Чеботарев» и др. В картине действие происходит в виду горы Ревнюхи.

Закончив работу над картиной, Геннадий Кириллович продолжает свои творческие поездки в Колывань. В его наследии колыванские пейзажи разных десятилетий. Нужно отметить, что Г.К. Тарский среди всех алтайских художников теме Колывани уделил большее внимание.

В своем творчестве Геннадий Тарский обращался к большим композициям. В 1950-е годы он работает над картиной на целинную тему «Ушел», пишет «заказные» востребованные временем работы на революционную тему («Выступление Данилова на базарной площади» и др.).

Тарский Г. К. Нагорная часть г. Барнаула

Главным в наследии художника являются портреты современников, людей самых разных профессий и характеров; их объединяют яркая образность, точность психологической характеристики.

Тарский много работал в жанре пейзажа. Часто выезжал на пленэр в Горный Алтай, писал городские пейзажи Барнаула.

Геннадий Кириллович Тарский был живописцем и графиком. В графических техниках создавал станковые портреты, а также много лет сотрудничал с газетой «Алтайская правда», где печатались его рисунки на разные темы, репортажные зарисовки: «На стройке нового здания краевой библиотеки», «Строительство дворца культуры профсоюзов» и т. д.

Работал Тарский и в области плаката. Плакаты на производственные темы печатали в Алтайском книжном издательстве и рассылали по районам края, они печатались в газете «Алтайская правда» в рубрике «Языком плаката». Работа над плакатами осуществлялась в соавторстве с В. Курзиным, Г. Терещенко, Ю. Паниным. Тексты составлялись М. Юдалевичем и другими авторами.

Геннадий Кириллович Тарский участвовал в краевых выставках, его работы никогда не оставались незамеченными. Его коллеги-художники отзываются о нем, как об интересном художнике, владеющим мастерством и хорошей школой.

На протяжении долгих лет с 1956 г. Геннадий Кириллович преподавал. Он вел изостудию в Доме работников политпросвещения, в Барнаульской детской художественной школе, короткое время в Новоалтайском художественном училище.

Работы Г.К. Тарского хранятся в Государственном художественном музее Алтайского края, Павловской картинной галерее, музее Колыванского камнерезного завода.

Умер художник в Барнауле 27 декабря 1981 г.

 Л. Н. Лихацкая

 

Литература

  1. Золотые звезды Алтая: Наши земляки Герои Советского Союза. Вып. 1. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1969. 256 л. в папке.
  2. Портреты Героев Советского Союза выполнены художником Г.К. Тарским.

    ***

  3. Талантливый художник // Молодежь Алтая. 1958. 16 нояб.: ил.
  4. Тарский Геннадий Кириллович // Художники Алтая. Барнаул, 1973. [С. 132-134]: портр., ил.
  5. Родионов А. Колывань камнерезная. Барнаул: ОАО «Алт. полигр. комб.», 2002. 327 с.: ил. – Из содерж.: [О картине Г.К. Тарского «Перевоз монолита яшмы на Колыванский завод»]. С. [32], 265-266.
  6. Родионов А. Явь самоцветная // Алт. правда. 2002.  20 авг.: ил., фот.
    В т. ч. о картине Г.К. Тарского «Перевоз монолита яшмы на Колыванский камнерезный завод».
  7. Тарский Геннадий Кириллович // Художники Алтайского края: биобиблиогр. слов. Барнаул, 2006 — Т. 2: М-Я. С. 319-321. (текст в формате pdf)

 

Источник информации: Страницы истории Алтая: календарь памят. дат. Барнаул, 2003. С. 49-52. (текст в формате pdf)