Жеребцов Михаил Федорович (1927-1997)

Жеребцов Михаил ФедоровичЖеребцов Михаил Федорович – художник-живописец, признанный мастер лирического пейзажа, оставивший заметный след в изобразительном искусстве Алтая, родился художник 12 января 1927 г. в Барнауле.

Путь к профессиональному занятию искусством был для него непростым, как и время, на которое пришлись его годы юности: сложные первые десятилетия после революции 1917 г., драматические годы Великой Отечественной войны. «Вспоминается ремесленное железнодорожное училище, – писал о периоде становления живописца художник Л. Р. Цесюлевич, – учеба на слесаря-универсала. В Великую Отечественную – работа подростком в вагоноремонтном пункте станции Барнаул. Но рисовал, как только себя помнил. Мать купила акварель, масляные краски. Писал с натуры соседских мальчишек».

В 1944 г. Михаил Федорович Жеребцов поступил в Алма-Атинское театрально-художественное училище, которое окончил в 1949 г. Его учителями были такие педагоги как профессор живописи А. М. Черкасский и художник А. П. Бортников.

В 1950 г., вернувшись после учебы в Барнаул, М. Ф. Жеребцов стал работать в Алтайском отделении художественного фонда СССР. Начиная с 1951 г. он постоянно участвовал в краевых, зональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. В 1968 (совместно с Ф. С. Торховым, В. А. Зотеевым, Ю. Н. Капустиным, В. Т. Федосовым), 1977, 1987, 1997 и 2002 гг. в Барнауле с успехом прошли персональные выставки художника.

Октябрьская площадь. 1949 г. Холст, масло. 47х81. ГХМАК

Октябрьская площадь. 1949 г. Холст, масло. 47х81. ГХМАК

В 1968 г. М. Ф. Жеребцов был принят в члены Союза художников СССР (с 1991 г. – Всероссийская творческая общественная организация «Союз художников России»).

Пейзаж был основным жанром, в котором работал М. Ф. Жеребцов. В картинах художника воплотились его любовь к природе, умение передавать на холсте ее неуловимые настроения и тонкие состояния. Его работы отличаются интересными и неординарными композиционными построениями, вниманием к деталям, богатством и многоцветием палитры.

Много путешествуя, М. Ф. Жеребцов запечатлел в своих картинах образы природы Средней Азии, Северного Кавказа, Урала, Центральной части России. Практически все свои работы он писал непосредственно с натуры, постоянно учась и оттачивая свое мастерство. Выбирая различные пейзажные мотивы, он стремился передать состояние природы, соответствующее его личным чувствам и настроению. О себе художник говорил: «Красоту я люблю, но не внешнюю, а чтобы зритель вживался в пейзаж, ходил по этим стежкам, тропинкам, наслаждался перелесками, рощами».

В 1953 г. М. Ф. Жеребцов впервые побывал в Горном Алтае. С этого времени тема Алтая, с его величественно-девственной природой, прозрачным воздухом и звонко-чистыми красками стала одной из основных в творчестве живописца.

На смену старому. 1953 г. Картон, масло. 58,3х73,5. ГХМАК

На смену старому. 1953 г. Картон, масло. 58,3х73,5. ГХМАК

Тонким и проникновенным пейзажистом предстает художник в работах «Каракол. Алтай» (1953), «Теплый вечер на Катуни» (1965), «Утро Горного Алтая» (1968), «Северо-Чуйские белки́» (1972), «Река Чарыш» (1975), «Белуха» (1984) и многих других. Опираясь на лучшие традиции русской реалистической школы живописи, он удивительно правдиво отразил красоту и многоликость Алтая, умело сочетая в своих произведениях утонченность и лиричность, искренность и простоту, светоносность фактуры и лаконичность образного языка.

Эпическим звучанием наполнена картина художника «Белуха» из собрания Государственного художественного музея Алтайского края, передающая панорамный вид на самую высокую гору Алтая. Воспетая во многих алтайских легендах и сказаниях, именуемая «Царицей Сибири», Белуха в работе художника пленяет своим величием. Горный воздух прозрачен настолько, что ее рельеф выступает с особой четкостью, а весь ландшафт виден как на ладони. Розовые цветы маральника, изображенные на первом плане, еще больше подчеркивают мощь и суровую красоту Катунского хребта и Белухи. Уходящая вдаль дорога создает ощущение пространства. Все полотно написано на едином дыхании. Его колористическая гамма изысканна и богата оттенками. Она представляет собой феерию красок – от синих и фиолетовых к тающим голубым, сиреневым и нежно-розовым. Темпераментный мазок, сочность колорита, внимательное отношение к натуре – все говорит о зрелом мастерстве художника.

Любил и часто писал М. Ф. Жеребцов родной для него Барнаул. В настоящее время его работы, показывающие послевоенный город, строящийся и меняющий свой облик, представляют как художественную, так и историческую ценность.

Март. 1976 г. Картон, масло. 52х75. ГХМАК

Март. 1976 г. Картон, масло. 52х75. ГХМАК

Ряд из этих работ находятся в собрании Государственного художественного музея Алтайского края. Среди них – «Октябрьская площадь» (1949), являющаяся одной из самых ранних работ в творчестве М. Ф. Жеребцова, созданная им в год окончания Алма-Атинского театрально-художественного училища. Передающая вид одной из центральных площадей Барнаула в момент ее застройки, еще окруженную старыми одноэтажными домами, эта живописная работа, бесспорно, имеет для нас ценность исторического документа. Запечатлен на ней и один из первых трамваев Барнаула, пущенный в городе 7 ноября 1948 г. по маршруту «Новый рынок (рынок «Юбилейный») – площадь Свободы». Еще чувствуется в работе некоторая живописная скованность, характерная для многих начинающих художников. Но есть в ней смелость и решительность молодого автора в осуществлении сложной художественной задачи – изобразить на плоскости двухмерного холста пространство огромной площади. И с этой задачей М. Жеребцов успешно справился.

Уже состоявшимся живописцем, мастером лирического пейзажа предстает М. Ф. Жеребцов в картинах «На смену старому» (1953), «Март» (1976), «В порту на Оби» (1981), посвященных Барнаулу.

Название работы «На смену старому» говорит само за себя. На смену деревянным потемневшим и покосившимся от времени одно- и двухэтажным домам возводятся в городе новые современные здания, величественно возвышающиеся на фоне неба. В картине есть все: и трепетное отношение к одному из уголков города, и умение передавать на холсте настроение, связанное с ожиданием перемен, и грамотно построенная композиция, и благородный колорит, строящийся на тонких градациях цвета.

12 сентября 1997 г. Михаил Федорович Жеребцов ушел из жизни. Но жив мир светлых и добрых образов, увиденный и переданный им в своих произведениях, мир, наполненный романтикой и светом его души.

Е. И. Дариус

Литература

(с 2005 г.)

  1. Лихацкая Л. Н. 75 лет со дня рождения художника М. Ф. Жеребцова (1927–1997) // Страницы истории Алтая, 2002 г.: календарь памят. дат. Барнаул, 2001. С. 7–9. Библиогр. в конце ст. (16 назв.).
  2. Нехвядович Л. И. Виды Барнаула в произведениях алтайских художников 1960–1970-х гг. // Барнаул на рубеже веков: итоги, проблемы, перспективы. Барнаул, 2005. С. 212–215. Библиогр. в конце ст. (5 назв.).
    В т. ч. о работах М. Ф. Жеребцова.
  3. Нехвядович Л. И. Типология тем и мотивов пейзажной живописи Алтая 1960–1970-х гг. // Вестник алтайской науки. Культура. 2005. № 1. С. 125–127. Библиогр. в конце ст.
    В т. ч. упоминание о творчестве М. Ф. Жеребцова.
  4. Солопова О. А. Общая характеристика живописи Алтая второй половины XX в. // Формирование художественной культуры личности в пространстве университетского образования как условие успешного развития современного общества. Барнаул, 2006. С. 93–96.
    В т. ч. упоминается М. Ф. Жеребцов.
  5. Коллекция Сергея Хачатуряна, XX–XXI вв.: каталог-альбом / авт. вступ. ст. Л. Н. Шамина. Барнаул: Галерея «Кармин», 2007. 263 с.: цв. ил.
    О М. Ф. Жеребцове, с 13, 37–38.
  6. Современное искусство Сибири в контексте региональных художественных выставок второй половины XX– начала XXI века: материалы респ. науч. конф. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2008. 120 с.: ил. – Из содерж.: Нехвядович Л. И. Пейзажная живопись Алтая на художественных выставках 1960–1970 гг. С. 38–39. Библиогр. в конце ст. (11 назв.); Степанская Т. М. Живопись Алтая второй половины XX– начала XXI в. С. 40–42.
    Упоминается творчество М. Жеребцова.
  7. Главным остается жизнь: мир образов В. М. Шукшина в художественных коллекциях Алтайского края: альбом / Администрация Алт. края, Упр. Алт. края по культуре, Гос. худож. музей Алт. края; авт. текста: Л. Г. Красноцветова-Тоцкая, Н. С. Царева; сост. кат: Н. Г. Паньшина и [др.]. Барнаул, 2009. 147 с.: цв. ил.
    В т. ч. представлена работа М. Ф. Жеребцова «Портрет Куксиной М. С.», с. 13.
  8. Золотарев Д. Михаил Жеребцов // Культура Алтайского края. 2011. № 4. С. 54.
    О портрете В. М. Шукшина, написанном М. Ф. Жеребцовым.
  9. Всероссийский мемориальный музей-заповедник В. М. Шукшина: фотоальбом / Администрация Алт. края, Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Всерос. мемор. музей-заповедник В. М. Шукшина; [редкол.: Л. Вигандт и др.; фот. А. Волобуев и др.]. Барнаул: Алт. дом печати, 2013. 126 c.: ил.
    В т. ч. представлена работа М. Ф. Жеребцова «Портрет Куксиной М. С.», с. 109.
  10. Жеребцов Михаил Федорович// Изобразительное искусство Сибири XVII – начала XXI вв. Тобольск, 2014. Т. 1. С. 451.
  11. Свищева В. В. Историческая летопись Барнаула глазами художников // Человек–культура–общество / В. В. Свищева; рук. работы Т. А. Зубченко. Барнаул, 2014. С. 44–48. Библиогр. в конце ст. (4 назв.).
    В т. ч. о творчестве М. Ф. Жеребцова.

    ***

  12. Жеребцов Михаил Федорович // Художники Алтайского края. Барнаул, 2005. Т. 1.: А–Л. С. 240–244: портр., репрод между с. 224–225.

Источник: Алтайский край, 2017 г.: календарь знаменат. и пам. дат. Барнаул, 2017. С. 13-16. Библиогр.: с. 15-16 (12 назв.).