Пуск первого трамвая в Барнауле
7 ноября 1948 г.
Пуск первого трамвая в Барнауле
К 1941 году численность населения г. Барнаула составляла 161 тыс. человек. По городу курсировало 23 автобуса по 6 маршрутам и 9 легковых такси. Трассами автобусных линий являлись улицы Социалистическая, Красноармейская и проспект Ленина. Это удовлетворяло нужды лишь 10% населения города. Неразвитость транспортной сети была одной из главных проблем Барнаула. В связи с этим закономерно встал вопрос о строительстве в городе трамвая. В 1940 году при Барнаульском горисполкоме была создана инициативная группа по проектированию строительства трамвая во главе с председателем Лазаревым. В 1941 году в Барнауле работала комиссия Наркомата коммунального хозяйства, которая составила подробный документ «Основные положения по развитию коммунального транспорта в Барнауле». В этом документе было высказано предложение разбить строительство трамвая на три очереди. В первую очередь в 1941–1942 годах должна была быть построена одноколейная с разъездами трасса от Центрального рынка до Меланжевого комбината. Закончить строительство второй очереди трамвая планировалось в 1945 году, третьей очереди – в 1947 году.
Но начавшаяся война разрушила эти планы. В 1941–1945 годах строительство трамвая в Барнауле практически не велось. Были проведены лишь некоторые организационные мероприятия. В сентябре 1941 года было образовано Управление трамвая, которое уже в октябре было передано Дормостстройтресту из-за незначительного объема работ.
В послевоенное время транспортная проблема еще более обострилась в связи с появлением в Барнауле большого числа промышленных предприятий и значительным увеличением населения города до 235 тыс. человек. Образовались новые рабочие поселки – Западный, Восточный, Барачный и Технический. Вопросы строительства трамвая рассматривались почти на каждом заседании Барнаульского горисполкома и горкома ВКП(б).
В 1946 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 9.03.1946 г. в Барнауле начались работы по строительству первой очереди трамвая.
Постановлением Бюро Алтайского крайкома ВКП(б) и Крайисполкома планировалось проведение оргнабора рабочих на строительство трамвая в количестве 700 человек. 18 августа 1946 года был проведен воскресник по заготовке и вывозке леса для строительства трамвайных путей. В 1947 году на радио введена рубрика «На строительстве трамвая».
Несмотря на то, что пуску трамвая в Барнауле придавалось большое значение, строительство его велось крайне медленно. И в мае 1947 года Бюро Барнаульского горкома ВКП(б) принимает решение:
1). Считать первоочередной и важнейшей задачей всей городской партийной организации, хозяйственных и общественных организаций города – окончание строительства первой очереди трамвая к 30-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.
2). Возложить проведение работ на “Стройгаз” (ранее этим занимался « Алтай гражданстрой» – В. П.).
Однако в августе 1947 года на заседании Бюро горкома было отмечено, что темпы строительства трамвая продолжают оставаться крайне неудовлетворительными. Пуск первой очереди трамвая задержался еще на один год.
Для подготовки к вводу трамвая в эксплуатацию была утверждена Оргкомиссия. Подготовлен «Порядок организации пуска трамвая в Барнауле», назначенного на 7 ноября 1948 года в два часа дня после демонстрации. В «Алтайской правде» были опубликованы «Правила пользования трамваем».
6 ноября 1948 года перед пуском состоялась обкатка вагона, которая запечатлена на снимке в «Алтайской правде» (АП № 223 от 6.11.1948).
С вводом трамвая в эксплуатацию в Барнауле появился новый вид транспорта – электрический, имеющий большие перспективы для своего развития и создавший реальные возможности для решения транспортной проблемы в городе.
В. В. Плодунова
Литература
Александров Я. Шел по городу трамвай…: [Об открытии в Барнауле музея истории строительства трамвайных и троллейбусных сетей] // Вечерний Барнаул. 1995. 1 июля: фот.
Логинов О. Трамвай Лабецкого был первым: [О первом начальнике трамвайного управления в Барнауле М. И. Лабецком] // Алтайская правда. 1996. 30 марта. С. 6–7 : портр.
Перед пуском Барнаульского трамвая: обкатка вагона на линии // Алтайская правда. 1948. 6 нояб.: фот.
Смолкин А. Граждане, передаем на билетики! // Вестник АТН. 1994. 30 апр. (№ 17). С. 10: фот.
Суханов А. А. 40 лет со дня пуска трамвая в Барнауле / А. А. Суханов, И. О. Буркова // Страницы истории Алтая, 1988 г. Барнаул, 1988. С. 55–56. Библиогр.: с. 56
Усов М. Шел трамвай четвертый номер // Вечерний Барнаул. 1996. 4 мая: фот.
Документальные источники
Государственный архив Алтайского края (ГААК).
Фп. 1, оп. 30, д. 25; оп. 76, д. 242.
Фр. 312, оп. 1а, д. 55, 65, 72, 121, 124, 167, 172.
Источник информации: Барнаульский хронограф, 1998 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 1998. С. 16-18.