Тюменцевский район

Тюменцевский район Алтайского края

Тюменцевский район расположен в северо-западной части Алтайского края. Район образован в 1924 году. Площадь района — 2273 км2. Население составляет 17,4 тыс. человек: русские, украинцы, белорусы, алтайцы, казахи, мордва, татары, немцы. В районе находится 20 населенных пунктов, наиболее крупные из них: Вылково, Шарчино, Березовка, Королевский. На территории района протекают реки Медведка, Крутишка, Кулунда, находятся 9 озер.

Административный центр Тюменцевского района — село Тюменцево. Село расположено в 167 км к западу от города Барнаула. Основано село Тюменцево в 1763 году. Население села составляет 5971 человек.

В Тюменцево сохранилось много старинных зданий, среди них особенно примечательны торговые ряды купцов Винокуровых (ныне Мясная лавка, кафе «Карина»), построенные приблизительно в конце ХIХ — начале ХХ вв.; дом волостного старосты Бессонова на улице Первомайской, 8 (ныне БТИ). Необычна судьба каменной Свято-Троицкой церкви, она была построена за 7 лет с 1901 по 1907 годы, сгорела в 1992 году и в настоящее время решается вопрос об ее восстановлении.

В селе находится районный историко-краеведческий музей. В музее 3 зала: Боевой Славы, советской истории, краеведения. Экспонаты музея представляют историю и традиции района. За последнее время музей пополнился макетами манежа конного завода, вылковской ветряной мельницы, Cвято-Троицкой церкви. В центре села расположен памятник партизанам, участникам революционных действий. В селах района основной достопримечательностью являются мемориалы в память погибших земляков в годы Великой Отечественной войны.

Источник: Открывая Алтай: экскурс/ материалы / Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова; сост.: Д. В. Боровиков и др.; ред. М. Б. Аврамова. — Барнаул: РИО АКУНБ, 2006. — 162 с.

Достопримечательности

Тюменцеский историко-краеведческий музей

Тюменцевский историко-краеведческий музей обрел свое название недавно, но создавался он еще в 1967 году учителями и учениками средней школы, как Ленинский музей.

Тогда существовало два зала — Ленинский и зал Боевой Славы. Большой вклад в их организацию, оформление внесли педагоги Агния Кочергова, Илья Обоймов, многое сделали учителя Антонина Данилова, Юрий Орлов. В сборе материалов участвовали также все ребята. Информация собиралась не только о жизни школы, своего села, но и о героях Советского Союза, тружениках, передовиках сельского хозяйства, о людях, награжденных орденами. Музей располагал богатым материалом по ленинской тематике, вел переписку с архивами, музеями.

В Ленинском зале принимали в ряды октябрят, пионеров, сдавали ленинские зачеты комсомольцы, проводили встречи с ветеранами войны и труда. Почетными гостями были космонавт Лазарев, генералы Кочкин и Козин, жители Москвы, Якутска, Барнаула, Прибалтики, Казахстана, Германии.

Сегодня в музее три зала — зал Боевой Славы, зал советской истории и зал краеведения. Здесь проходят музейные уроки, традиционные встречи, районные историко-краеведческие конференции, конкурсы рассказчиков по краеведению, выставки декоративно-прикладного искусства, конкурсы «Сибириада», «Свой дом украшу я сама», «Чудо-дерево», «Чудо игрушка», «Мое село — судьба моя», фотовыставки. В последнее время музей пополнился макетами манежа конного завода, вылковской ветряной мельницы, троицкой церкви Тюменцева. Вся работа по содержанию, пополнению музейных композиций, организации всех мероприятий лежит на плечах директора музея Людмилы Калашниковой и методиста Людмилы Динер.

Источник: Шайдурова М. На страже времен и поколений… Вперед. 2004. 15 сентября

Старинные здания

В Тюменцеве сохранилось много старинных зданий. Сегодня мы расскажем о некоторых из них.

В крае существует Научно-производственный центр по сохранению памятников истории и культуры «Наследие». Им поставлены на краевой учет два объекта, расположенные в селе Тюменцево. Один из них — торговые ряды Винокуровых (ныне магазин «Мясная лавка», кафе «Карина»).

Как известно многим жителям нашего района, Адриан Ильич Винокуров, родоначальник большого семейства, в 1892 году уже имел четыре торговых заведения. Он вел торговлю мануфактурой, галантереей, железными товарами на сумму 75 тысяч рублей, жировыми товарами — на 75 тысяч, хлебом в зерне — на 50 тысяч.

Скончался купец первой гильдии А. И. Винокуров в 1909 году, оставив четырем сыновьям основной капитал в два миллиона рублей. В то время все многочисленное семейство, кроме Александра, уже проживало в селе Камень (с 1915 г. город Камень). Торговые лавки и склады Винокуровых можно было встретить в Томске и Новониколаевске (Новосибирске), Славгороде и Иркутске, Ордынке, Алексеевском, Родине, Долганском, Хабарах и Тюменцеве.

Александр Адрианович по документам оставался в крестьянском сословии. Главным его делом и увлечением было разведение лошадей, и не только породистых.

Он занимался и строительством, и торговлей. Особенно бойкая торговля шла в дни семидневных ярмарок: летней и зимней, Покровской и Ивановской. Ярмарочный сбор от торговли, аренды ярмарочной площади, лавок и весов взимался в пользу сельского общества.

Точная дата постройки торговых рядов пока не установлена. Примерно, конец XIX-начало XX веков.

В начале 20-х годов, после создания комсомольской организации в селе, торговые ряды стали нардомом, то есть, по-современному, клубом. Тогда считалось очень важным противопоставлять два мировоззрения: рядом с церковью работал нардом, велась атеистическая пропаганда. Здесь шли концерты, ставились спектакли, проходили собрания. Со слов Ю. С. Чувакиной, в 1925 году вечером, на улице, на стене торговых рядов, затянутых белой простыней, самые отважные тюменцевцы впервые смотрели немую кинокартину.

У торговых рядов сменилось много хозяев, но и сейчас они служат людям, так как строились на века. Не поставлено на краевой учет здание каменной церкви. Напомним, что Свято-Троицкая церковь была построена очень быстро. Проект датируется 1901 годом, начало работы храма — 1908 год. Церковь строилась из винокуровского кирпича при содействии Винокуровых. До этого, с 1893 года в Тюменцеве существовала деревянная церковь.

Старинным зданием является двухэтажный дом по улице Первомайской, 8. Это дом волостного старосты Бессонова. Тюменцево было центром Кулундинской волости Каменского уезда. Бессонов имел водяную мельницу, маслодельный завод, занимался торговлей. Он много лет был волостным старостой. В 1966 году дом перестроили. В нем долгие годы размещались суд и прокуратура, затем магазин, казначейство, ныне — БТИ.

По ул. Первомайской, дом №12 — это дом Самуила Мухина, раскулаченного в 1931 году и сосланного с семьей на Парабель. С 1931 года в этом здании размещались типография и редакция первой районной газеты «Социалистическая стройка», которая затем сменила название на «Свет Октября», а в 1964 году стала называться «Вперед». Позднее в этом здании работал ДОСААФ, сейчас — РОСНО.

Много хозяев сменилось у здания, в котором располагается милиция. Старожилы говорили, что оно построено из винокуровского кирпича, из кирпича церковной ограды. Здесь находились и райком партии, и музыкальная школа, и райком комсомола.

На учет в крае поставлен жилой дом по улице Ленина, 17. Здесь проживает семья В. Г. Пивченко.

Здесь перечислены только некоторые из старинных зданий села. У каждого дома, как и у людей, — свое лицо, своя судьба. Хотелось бы восстановить по документам историю зданий маслозавода, Центра детского творчества. В последние годы в Тюменцеве появилось много особенных зданий: магазинов, жилых домов, красивых и нарядных. И все-таки трогательно смотрятся резные наличники на теплых и крепких деревянных домах.

Источник: Калашникова Л. У каждого дома — своя судьба. Вперед. 2007. 18 янв.

Православные церкви

Деревнями в XVIII-XIX веках называли поселения без церквей. С постройкою церкви деревня именовалась сельцо, а с умножением народонаселения — село.

Указ Святейшего Синода от 13 декабря 1817 года требовал заводить церкви обязательно на площадях, место избирать красивое, возвышенное и безопасное от огня и воды. Строить церкви в общем ряду домов строго воспрещалось. Церковную усадьбу полагалось обносить красивой оградой. В селах Барнаульского уезда (на территории нынешнего Тюменцевского района) были построены православные церкви: «в с. Шарчинском — церковь Святителя и Чудотворца Николая (1900 г.); в с. Вылковском — Св. Живоначальныя Троицы (1903 г.); в с. Мезенцевском — Святителя и Чудотворца Николая (1907 г.); в с. Тюменцевском — Св. Живоначальныя Троицы (1908 г.); в с. Юдихинском — Св. Архистратига Божия Михаила (1909 г.), — указано в «Справочной книге по Томской епархии за 1909-1910 г. г.», с. 393.

В «Списке населенных мест Томской губернии» за 1911 год, кроме перечисленных выше, указываются «Церкви в селах: Кипринское, Ильинское, в д. Макарова, д. Черемшанка, д. Ермачиха».

В 1909-1910 гг. в Тюменцевский приход (8 благочиннический округ) входили с. Тюменцевское, деревни Черемшанка, Андронова, Трезвонова, Плотникова, Гонохова, Мыски, Ключи.

Строительство церквей в селах Тюменцевском, Панкрушихинском и ряде других курировал С.В. Хомич, архитектор и инженер Томской духовной Консистории. Не исключено, что он же утверждал проекты и сметы строительства некоторых церквей. За основу строительства обычно брались образцовые проекты из альбомов, сосредоточенных в Томской Консистории. Проект каменной церкви села Тюменцевского датируется 1901 годом, а уже в 1908 году церковь упомянута среди действующих с полным клиром (4 человека).

Получается, что Свято-Троицкая церковь в Тюменцеве построена за 7 лет. Известно, что на 6 лет раньше, в 1902 г., был построен первый каменный храм в Камне Богоявленский собор и что большие деньги на его сооружение и обустройство внес купец Адриан Ильич Винокуров.

Купец сам заказал в Томске большой колокол и доставил его водным путем в Камень. Вероятно, и для Тюменцевской церкви он же заказывал и привозил колокола из Томска. И не только колокола, но и мастеров-строителей. Строили церковь с любовью, собирая яйца для прочности раствора. Делали кирпич на Винокуровском кирзаводе (из реферата Горияв-чевой Татьяны).

1908 год. В селе еще не было ни одного двухэтажного или кирпичного здания — только саманухи, землянки, «стопки» да пятистенники. Колокольни и купола были видны издали, церковью гордилось село. С колокольни обозревались и деревенские улицы, и поля.

«Церковь в с. Юдиха строили всем миром. Заготавливали бревна в Макаровском бору и вывозили на подводах. Деревянное здание окрасили в голубой цвет. Купол был покрыт медными листами и блестел на солнце, как золотой» (из реферата Гольцовой Кристины).

До Февральской революции 1917 года православное духовенство выполняло и государственные функции: проводило регистрацию рождений, браков и смертей.

Рождался человек — его несли в церковь крестить, священник давал ему имя. Там же его венчали, крестили его детей. И на кладбище он попадал только после отпевания в церкви.

К церкви обращались при постройке дома, рытье колодца, без молебна не начинали сельхозработы, не выгоняли скот на пастбище.

Русская православная церковь жила в тесном сотрудничестве с царской властью. Гимн России начинался словами: «Боже, царя храни» (автор В.А. Жуковский). Государство, в свою очередь, поддерживало православную церковь. Так, только в 1914 году на нужды Русской православной церкви государство истратило 70 миллионов рублей.

После Февральской революции было отменено обязательное преподавание Закона Божия в школе. Через год, при Советской власти, был принят Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Духовенство полностью лишилось государственной поддержки. При Советской власти велось атеистическое воспитание детей, молодежи, взрослого населения.

В начале 30-х годов были закрыты многие церкви и «переданы под культурно-просветительные цели»: клубы, нардомы, школы, библиотеки и др.

В 1934 году поступила телеграмма из края, предложившая «снять со всех церквей колокола в 24 часа и не оставлять ни одного из них для местных нужд. Это распоряжение приведено в исполнение повсеместно». (Документы о закрытии церквей № 95.).

Из церквей изымались иконы, ризы, кресты. Часть уничтожали на месте (рубили, сжигали), часть увозили в Камень. Один из тюменцевских священников, Иван Каратаев, после того, как два его сына вступили в комсомол, а дочь — в пионеры, поехал в епархию и отказался от сана.

Никого из тюменцевцев не могли уговорить спиливать кресты; это сделали пленные австрийцы (информация Буйлова К. Ф.). В годы Великой Отечественной войны некоторые здания церквей использовались как зернохранилища. В настоящее время сохранилось только деревянное здание Юдихинской церкви, приспособленное под сельский клуб и библиотеку.

Пожары, вспыхнувшие из-за халатности людей, уничтожили здания Домов культуры (церквей) в Шарчине и Тюменцеве. На главной площади райцентра печальны и внушительны стены бывшей Свято-Троицкой церкви. Вот уже 11 лет прошло после пожара 1992 года. Сравнивая с первой постройкой, при Винокурове — 7 лет, невольно приходишь к неутешительным выводам. Многие жители скептически относятся к идее восстановления храма.

В настоящее время в музее имеется макет Свято-Троицкой церкви. Глядя на него, оптимисты все-таки надеются, что главная площадь райцентра будет привлекательна не только внушительными развалинами.

Источник: Калашникова Л. Из истории православных церквей. Вперед. 2004. 5 июля. С. 4.

  1. Калашникова Л. РАЗГОВОР О ПРАЗДНИКАХ ДЕТСТВА
  2. Бырдина Л. НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА
  3. Родина И. В РОДНЫХ МЕСТАХ РОМАШКОЙ ПАХНЕТ ВЕТЕР…
  4. Калашникова Л. У КАЖДОГО ДОМА — СВОЯ СУДЬБА
  5. Петров А. В. «ЗВЕЗДНОЙ ЮНОСТИ ПЛАНЕТЫ» МЫ ЗАНЯЛИ МЕСТО ЭТО!
  6. Тюменцевский район. Общие сведения.