Женская мода разных эпох

Женщины всегда были женщинами, и даже в Сибири!

Утреннее платье в 1750-1770-е гг. шили из мягких, большей части светлых материй. Оно состояло из юбки и кофты. Юбка, в свою очередь, вверху и внизу была одной ширины, стянута на талии тесьмой. Кофта до талии прилегающая. Сзади, под обшивку выреза вокруг шеи, подшито сложенное в три складки полотнище той же длины, что и кофта, свободно свисающее на спину.

Рукава отделывают оборками из кисеи, кружева, батиста или отвернутым манжетом. Зимние утренние платья делают из однотонных тканей и подбивают ватой. Простеганный насквозь узор заменяет отделку.

А вот бальное или придворное платье состояло из нарядного корсажа, юбки и верхнего распашного платья со свободно свисающим шлейфом. Корсаж атласный, глазетовый или парчовый, юбка атласная, муаровая или креповая, верхнее распашное платье и шлейф из мягкого тяжелого шелка.

С белым атласным или серебряным глазетовым корсажем белая атласная юбка и розовое, голубое, зеленое или золотистое распашное платье. В моде сочетания розового с пепельно-серым, золотисто-желтого со светло-синим, голубого или бледно-зеленого с розовым. Женщины среднего возраста носят более интенсивные оттенки. Рукава платья отделаны тройной кружевной оборкой. Шлейф из прямых полотнищ материи заложен в три-пять складок, подбит атласом в цвет юбки. Край его вшит под обшивку выреза у шеи. Головной убор из цветов и лент. Туфли в цвет юбки или парчовые. Чулки белые шелковые. Платье надето на нижнюю юбку, обшитую пятью-восемью! полосами плотной ткани с нашитыми на них косточками из китового уса.

Женское население вплоть до конца XIX в. придерживалось традиционных форм одежды. Купчихи и мещанки, как и крестьянки, носили длинные полотняные рубахи со сборками у ворота и с длинными широкими рукавами. Поверх рубахи в городах носили сарафаны. В комплексе с сарафаном носили пояс и головной убор, иногда с покрывалом. В большом ходу были платки и шали. В качестве верхней одежды применялись короткие безрукавные на лямках — душегреи, а также более длинные и с рукавами — шушуны и телогреи. Распространенным было также платье, состоявшее из юбки и кофты.

Особенностью городской одежды, в отличие от сельской, в дореволюционной России являлось ее изготовление (часто на заказ) из разнообразных покупных отечественных, а отчасти и привозных тканей.

А вот женская одежда в купеческой среде отличалась большим разнообразием. Самым распространенным женским костюмом купчих было платье с длинными рукавами из шерсти, шелка, кисеи, поверх которого надевалась короткая кофта без воротника, парчевая или шелковая.

Вот как описывает Е. Авдеева-Полевая одежду сибирских купчих: «Прежде все купчихи носили юбки и кофты, а на головах платки; платки были парчовые, глазетовые, тканные, с золотыми каймами, шитые золотом, битью, канителью; бывали платки по сто пятидесяти рублей; дома носили в достаточных и бедных домах бумажные вязаные колпаки. Ныне все молодые женщины, купчихи, одеваются точно так же как и в столице. Кто приедет прямо из Москвы или Петербурга тот мало заметит разницы в одежде».

Зимой носили салопы, шубы и шубки на заячьем, лисьем, куньем мехах. Женские шубы были очень разнообразны, они отличались покро­ем и могли быть крыты сукном, штофом, нанкой, плисом, бархатом. Необходимо отметить, что стремление к роскоши и «барскому» образу жизни не было типично для сибирского купечества.

Шуба «Барнаулка»

Популярными были полушубки — нагольные или покрытые сверху тканью, качество которой определялось достатком. По всей Сибири пользовались популярностью полушубки — «барнаулки» черного цвета, которые производились в Барнауле. П. М. Головачев писал: «известны «барнаулки» — шубы, окрашенные, вместо дубления, особым составом, изобретенным… замечательным сибирским деятелем С. И. Гуляевым». В начале XX в. в Барнауле выделывалось в год до 12 тыс. шуб. Цены на них были от 15 до 18 руб. Большая часть шуб отправлялась для продажи в другие города Сибири, преимущественно в Томск, Иркутск и Благовещенск. Барнаулки шились не только мужские, но и женские: «была она в черной короткой шубке-барнаулке, опушенной по рукавам, подолу и карманам голубоватым курчавым мехом».

Самой популярной обувью для сибирской зимы были валенки («пимы»). Валенки делали из шерсти естественных цветов — черные, серые, белые. Плотные и жесткие катали из грубой шерсти, а мягкие, легкие, называвшиеся «чесанками», изготовляли из тщательно обработанной шерсти и слегка ворсили, так чтобы на ощупь они были немного пушистыми. Удобство валенок в условиях холодного сибирского климата и больших расстояний способствовало тому, что их носили и мужчины, и женщины, и дети. Женские валенки, особенно праздничные, иногда украшали вышивкой из цветной шерсти. Такие узорчатые валенки мы можем видеть на известной картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».

Широко распространенным украшением был жемчуг. Купчихи носили жемчужные нити на шее, жемчужные серьги. Вообще купчихи того времени любили пощеголять богатством украшений. Н. А. Лухманова писала: «В большой гостиной сидят маменьки и тетушки, одна перед другой щеголяют самоцветными каменьями и бриллиантами, у них надето по 3 и 4 брошки подряд, все пять пальцев унизаны кольцами, шея обвита золотыми веницейскими (т.е. венецианскими) цепями из тонких золотых колец, больших и гладких, как обручальные, хитро переплетенных между собой, с массивными золотыми «формулярами», как старая Икониха фермуары зовет (фермуар — застежка на ювелирных изделиях)».

В одежде отдельных групп горожан значительное место занимало форменное платье. В частности, обязаны были носить форму все учащиеся гимназий и прогимназий, в том числе — женских. О том, как выглядела в то время форма гимназисток, можно судить по описанию современницы: «Красивая дама в черном платье показала нам два манекена. На обоих были одинаковые коричневые, с длинными рукавами платья, с прямыми воротниками-стойкой, на которых белели подворотнички. На одном манекене черный сатиновый фартук на бретельках, на втором белый с оборками, карманов нигде не было. «Это ваша форма, — сказала нам дама, — одна рабочая, а вторая торжественная. Чулки и ленты могут быть только коричневого или черного цветов. Волосы заплетать в косы или коротко стричь, но космы не распускать. Никаких украшений не надевать».

Своеобразным видом форменной одежды было одеяние духовенства. Черное духовенство (монахи и монахини) носили рясы и подрясники, схожие по фасону и крою с одеждой белого духовенства, но с более узкими подолом и рукавами. Рясы и подрясники шились из шерсти или плотной хлопчатобумажной ткани. Костюм монахинь в основном был сходен с костюмом монахов, только подрясник и ряса были несколько шире. Вместо камилавок монахини носили черные платки, плотно охватывающие лицо (в них была вшита резинка) и целиком закрывающие волосы.

В крестьянском быту платье изготовлялось в большинстве случаев собственными силами семьи. Основная же масса горожан платье и обувь заказывали у местных мастеров. В сибирских городах существовала целая сеть небольших портняжных мастерских и одиночек-ремесленников. Только в Томской губернии в 1881 г. количество ремесленников, занимавшихся приготовлением одежды, составляло 389 человек.

В сибирских газетах можно встретить описание костюма городской модницы из простонародья начала XX в.: «Верхняя юбка из черной шерстяной материи в рубчик, нижняя — из шерстяной красно-коричневого цвета материи, серый однобортный суконный жакет с откладным из серого бархата воротником с 6-ю костяными крупными пуговицами, кофточка из газовой материи с красными цветами, длинная нижняя полотняная рубашка с грудной вставкой, чесунчовые панталоны белого цвета, кожаные ботинки с высокими каблуками на пуговицах, бумажные черные чулки, резиновые зеленые подвязки, серебряные серьги со вставками из шлифованного многогранного стекла».

Просто одевались рабочие. Женщины-работницы носили платья ситцевые, также из миткаля, бумазеи, сатина, на работу обычно темные. На производстве надевали сверху халатик или передник. Рабочую одежду дополнял накинутый на плечи платок, завязанный под подбородком. На небольших фабриках и в маленьких мастерских женщины-работницы нередко одевались по-крестьянски, в сарафаны с кофтами или платья-рубахи. Обувь к таким нарядам была соответствующая: кожаные ботинки с резинками по бокам или грубоватые туфли на небольшом каблуке. Выходные платья старались приобрести шерстяные. Обычной одеждой работниц были «парочки» (сарафаны с кофтами из той же ткани), а также ситцевые платья с прилегающим лифом и сосборенной юбкой. На улице в холодную погоду носили короткие на ватине кофты. Предметом особых забот были головные платки, шали, полушалки. Разного цвета, разного качества, часто красивой расцветки, они сразу меняли облик женщины. Сережки, колечки, брошки и браслеты были в большом ходу, чаще всего серебряные или позолоченные с искусственными камнями. Прическу делали простую, узлом, закалывали обычными железными шпильками. Девушки носили косы. Косметика почти не применялась: в рабочей среде считалось стыдным румяниться и пудриться, особенно девушкам. Духов и одеколонов обычно не покупали, ограничивались душистым мылом. Особенно в ходу было земляничное мыло.

Источники:

1) Кузнецов С. М. Записки инженера о Колывано-Воскресенских заводах / С. М. Кузнецов; инж. Кузнецов. Новосибирск, 2003. Кн. 2. С. 44-47.

2) Гончаров Ю. М. Купеческая семья второй половины XIX — начале XX вв. Барнаул, 2003. С. 163-164.

3) Гончаров, Ю. М. Одежда горожанок Сибири во второй половине XIX начале XX вв. // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2010. № 4. С. 48-57.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *