Лесопильный завод в Барнауле
В 1897 г. основан Барнаульский лесопильный завод.
Упадок горнозаводского производства, начавшийся в 70-х годах XIX в., привел к закрытию в мае 1893 г. ряда сереброплавильных заводов Алтайского горного округа. Развивавшееся на основе подневольного труда плавильное производство после отмены крепостного права стало давать огромные убытки. При обсуждении причин убытков, полученных в 1889 г. от добычи серебра (более 120 тыс. рублей), горный совет в Барнауле высказал предположение о необходимости закрыть Барнаульский, Павловский и Сузунский заводы. Однако Кабинет его императорского величества отклонил этот проект и предложил Барнаульский завод «как лучше обставленный… оставить на 1892 год».
Завод продолжал работать до 1 мая 1893 г., когда по «соизволению» его императорского величества сереброплавильные заводы Барнаульский, Павловский и Локтевский были закрыты. На Барнаульском сереброплавильном заводе, проработавшем почти 150 лет, топки печей и разделительных горнов были погашены.
Сразу же после упразднения плавильного производства перед Кабинетом встал вопрос о дальнейшем использовании заводских корпусов и оборудования. Правление пыталось сдать завод в аренду частным лицам, но, как сообщал в июле 1893 г. начальник совета В. Болдырев, «сделанная публикация о сдаче упраздненных заводов в аренду пока не вызвала ни одного серьезного предложения».
Видимо Барнаульский завод так и не нашел покупателя, поэтому в том же году большинство его сереброплавильных печей было разобрано.
Что же касается заводских корпусов, то, учитывая их хорошее состояние, было решено, что разлом освободившихся зданий и распродажа их на снос и на слом по частям «была бы наиболее убыточной операцией». Оценивая прочность производственных зданий, отмечалось, что они «в такой степени прочны, что если бы привелось определить возможный срок их дальнейшего существования, то не нашлось бы более подходящего термина, как сказать, что они вечны». Учитывая эти обстоятельства, Кабинет согласился с точкой зрения, что «устройства, составляющие сам завод с принадлежащей к нему плотиной и зданиями его окружающими» (на общую сумму более 100 тыс. рублей), подлежат нераздельному отчуждению.
Однако у Кабинета первое время не было четкого представления о дельнейшем использовании мощностей бывшего Барнаульского сереброплавильного завода. К сожалению, в Государственном архиве Алтайского края не удалось обнаружить материалов, касающихся переписки Кабинета и местных властей по поводу использования территории упраздненного завода. Но вполне объяснимо, что впоследствии было принято решение о переоборудовании производства под лесопильный завод, начавший свою деятельность с 1897 г.
Лесопильное производство существовало на Барнаульском плавильном заводе с самого начала деятельности предприятия. Лесопилка, действовавшая от водяного колеса, находилась у плотины и обслуживала в основном нужды завода. Переоборудование производства под лесопильный завод потребовало создание новых мощностей. В 1896–1897 гг. построили вторую лесопилку «каменную крытую тесом», которая относилась уже непосредственно к Барнаульскому лесопильному заводу.
С конца XIX века Барнаул становится одним из центров лесопильного производства. Однако росту завода препятствовало то обстоятельство, что он находился в непосредственной близости с городом, и о дальнейшем расширении территории под лесные склады не могло быть и речи. С севера и востока завод окружал город, с юга высокий косогор, а с запада – пруд.
Тяготился подобным соседством и город. Заводской пруд являлся постоянным источником заразных болезней и заболоченности Зайчанской части города. Выход из этого положения городская дума видела в переносе завода и осушении заводского пруда. Городские власти даже отказались от более выгодного «северного» варианта строительства железной дороги (на городских землях между Московским трактом и дорогой из села Гоньбинского).
На совещании у начальника Алтайского округа В. П. Михайловского было решено предоставить за плату управлению планируемой Алтайской железной дороги площадь Барнаульского лесопильного завода «по правую сторону р. Барнаулки». Часть правобережья реки в районе города предполагалось даже передать безвозмездно при условии, что «оставшаяся часть пруда будет засыпана землей и останется в пользовании округа».
Однако, этот проект строительства железной дороги все же не был осуществлен по причине слабости грунта в районе русла реки.
В 1913 г. городская дума потребовала переноса «существующих в городе лесных складов за черту города». Сенат признал правомерность этих требований. Исполняя указание правительства, правление округа направило просьбу в городскую управу о выделении для складов 12 десятин «в одном куске» на набережной Оби. Однако в 1914 г. вопрос о переносе лесопильного завода так и остался невыполненным «за силою военных обстоятельств и сложившейся в следствии этого для округа неблагоприятной обстановки». В конце 1915 г. вновь встал вопрос о выборе места для нового лесопильного завода в Барнауле. Видимо, в связи с революционными событиями, вопрос о переносе завода так и не был решен. Предприятие продолжало действовать вплоть до своего закрытия. Кроме него в Алтайском округе к 1914 г. находилось еще 28 частных лесопильных заводов. Барнаульский являлся одним из крупнейших предприятий округа. На нем функционировало две лесопилки круглогодично и одна временная работала с конца апреля по 1 сентября.
В 1920 г. принадлежавший Кабинету императорского величества лесопильный завод был национализирован и с тех пор действовал как государственный лесопильный завод № 13. В 1941 г. на месте этого предприятия была размещена спичечная фабрика, эвакуированная из белорусского города Речицы.
Контев А. В.
Литература
История Алтая в документах и материалах. Конец XVIII-начало XX века. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1991. 352 с. – Из содерж.: Сведения о частных лесопильных заводах и лесных складах, находящихся в пределах Алтайского округа: [1914 г.]. С. 260–262.
Краткий исторический очерк Алтайского округа (1747–1897 гг.). СПб., 1897. С. 64.
Памятники архитектуры Барнаула / А. П. Долнаков, Е. А. Долнакова, Л. А. Зотеева, Т. М. Степанская. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1982. 160 с.: ил. – Из содерж.: [Фот. лесопил. з-да. 1912 г.]. С. 24–25.
Скубневский В. А. Строительная практика барнаульской городской думы в начале XX в.: [Есть сведения об обсуждении проекта стр-ва ж/д. на территории лесопил. з-да] // Проблемы охраны, изучения и использования культурного наследия Алтая: тез. науч.-практ. конф. Барнаул, 1995. С. 205–208.
Документальные источники:
Государственный архив Алтайского края (ГААК).
Ф.Д. 3. Оп. 1. Д. 1409. Л. 142; Д. 1574. ЛЛ. 2, 37.
Ф.Д. 4. Оп. 1. Д. 38. Л. 71; Д. 1960. Л. 10–13; Д. 4000. Л. 14; Д. 4392. Л. 3–17; Д. 4652, Л. Зоб.
Ф.Д. 219, Оп. 1, Д. 125, ЛЛ. 1–15об.
Ф.Р. 216, Оп. 1, Д. 1671, ЛЛ. 16–32.
Ф.Р. 353, Оп. 1, Д. 17, Л. 32.
Источник: Барнаульский хронограф, 1997 г.: календарь памят. дат. Барнаул, 1996. С. 38-48. Текст в формате PDF