8 июня 1908 г. на заседании городской думы Барнаула обсуждался вопрос о том, разрешить ли купеческому сыну Михаилу Морозову ездить на автомобиле по городу. Победили сторонники технического прогресса и разрешение было дано. Этот факт в общем-то хорошо известен и зачастую принимается за начало отсчета автомобильной эры на Алтае. Но так ли это?
Французская машина «Де-дион Бутон» модели «Д» выпускалась с 1899 по 1903 г. и была больше похожа на пролетку, не имея даже руля в привычном для нас виде. Сохранилось фото, датированное 1904-05 гг., где именно эта «коляска» запечатлена вместе со своим владельцем — славгородским предпринимателем С. Ф. Перовым. И то, что этот «Де-дион» бегал по Славгороду уже в самом начале XX в., — неоспоримый факт, ведь после 1903 года данной модели попросту не было в продаже — фирма предлагала к тому времени новые, более совершенные «Де-дионы». Так что же — то, что уже было в Славгороде, добралось до Барнаула лишь через пять лет? В это верится слабо, особенно если учесть, что даже синематограф из далекой Франции в Барнаул попал всего спустя четыре года после его изобретения.
Масло в огонь подливает и утверждение старожила нашего города Ф. Мурыгина о том, что первый автомобиль в Барнауле появился у купца Федулова и было это в 1906-07 гг. В то же время в 1910 г. даже в удаленном Бийске насчитывалось уже около десятка автомобилей, в том числе и грузовых) и 4 мотоцикла. Подробнее о пассажирских перевозках в Бийске.
Первые автомобили появились в Барнауле, конечно же, ранее 1908 г., а что касается заседания городской думы — скорее всего, купеческий сын Михаил Морозов был не просто автолюбителем, а любителем быстрой езды. Именно лихачество, а не сам факт поездок на «моторе» (и так тогда называли автомобили), стало причиной жалоб и разбирательства и на заседании городской думы.
Какие же автомобили ходили по дореволюционному Барнаулу? К сожалению, сведения о них очень скудны. Неизвестна марка первого в городе автомобиля, да и дата появления его все же туманна. Не ясно и количество «моторов» в городе на этот период.
Несомненно лишь то обстоятельство, что подавляющее большинство автомобилей составляли иностранные марки: французские, итальянские, немецкие и американские. Такая ситуация была характерна и для Сибири в целом, куда почти не проникали весьма малочисленные отечественные конструкции.
История донесла до нас фото одного из первых барнаульских авто, марку и модель которого можно определить почти наверняка. Это итальянский «Фиат Зеро» 1912 г. выпуска. Эта машина имела 4-цилиндровый двигатель в 19 лошадиных сил и был способен везти 4 человек и 50 кг груза со скоростью до 70 км/ч.
Известно что снимок сделан в Барнауле, в старом городе.
По воспоминаниям другого очевидца тех дней — барнаульца в четвертом поколении А. Анфилофьева, купец Иван Лонкин, разбогатевший на армейских поставках и пимокатном деле, в 1916 г. купил в Петрограде графский титул и автомобиль, который, гудя клаксоном, частенько проезжал по ул. Сузунской (сейчас — Интернациональная). Марка этого автомобиля тоже осталась неизвестной.
А уже через шесть лет, при советской власти в Барнауле был сформирован красноармейский автовзвод, состоявший еще из автомобилей «старорежимных» моделей. Его командир, квартировавший на Павловской улице (ныне — Анатолия), управлял брошенным в свое время колчаковской армией французским «Пежо». Этот «мотор» работал не на бензине, а на спирте. И лишь еще через несколько лет, в конце 1920-х гг. на Алтай и в Барнаул начали поступать первые грузовые и легковые автомобили собранные в советской России.
Источник: Соколов М. Первые авто // Контраст. Барнаул, 2003. 11-17 июня. С. 4.