«Белинские в лаптях», или Как алтайские крестьяне писателей критиковали
Всем известно, что для творческого развития писателя очень важна профессиональная критика. Однако по-своему ценным бывает и живой неподкупный взгляд на художественную литературу рядовых любителей изящной словесности.
В течение 12 лет (1920–1932) А. М. Топоров, организатор знаменитой алтайской коммуны «Майское утро», ежедневно читал малограмотным крестьянам произведения отечественной и зарубежной литературы. Диапазон услышанного коммунарами в мастерском исполнении учителя поражает воображение. Это сотни книг: от античных поэтов и немецких романтиков до молодых советских писателей-соцреалистов.
Талантливый педагог умел убедить неразговорчивых в обыденной жизни сибиряков высказываться по каждому из произведений. Крестьянская критика была честной и идеологически непредвзятой, и никакие авторитеты не могли диктовать им свои оценки. Так, например, не понравился как-то крестьянам М. М. Пришвин, и они вынесли ему суровый приговор. Когда же им указали на то, что даже Максим Горький хвалит этого автора, они ответили: «Ну, пущай ему Пришвин нравится. А вот нам сам Горький нравится, а Пришвин – нет».
Непонятным показался алтайским крестьянам юмор М. М. Зощенко. «Я привез из Барнаула рассказы М. Зощенко с тайным умыслом встряхнуть, потешить ими коммунаров», – пишет А. М. Топоров в своей уникальной книге «Крестьяне о писателях». Но «настоящего смеха, забористого, неудержимого» при чтении Зощенко не было. Крестьяне наперебой называли знаменитого писателя «анекдотчиком», «пустоболтом», «старой самоварной трубой», «буробой». «В смехе Зощенко, по-моему, нет ничего смешного, – рассуждал коммунаровец И. Е. Блинов. – Пустое все. Не коренное. Когда настоящее смешное читают, тогда смеешься и сам себя не чуешь. А тут смех по уму идет. Не прет он из нутра сам».
Чтение стихотворений С. А. Есенина «Кобыльи корабли» и «Сорокоуст» настроило коммунаров на грубый хохот и каламбурный лад: «Про пупы да про кусты, а слова у него пусты», «Сам он глуп, как бабий пуп». Эти стихи были признаны представителями народа самой бесстыдной похабщиной. «Пущай умники такие стишки читают, а нам они не по нутру», – резюмировали крестьяне разбор Есенина.
Не пощадили алтайские крестьяне и Л. Н. Толстого за притчу «Хозяин и работник», А. А. Блока за поэму «Двенадцать», И. Э. Бабеля за сборник рассказов «Конармия», Ю. К. Олешу за роман «Зависть»…
Но больше всего досталось будущему лауреату Нобелевской премии по литературе Б. Л. Пастернаку. Под ураганный огонь коммунарской критики он попал за отрывок из романа в стихах «Спекторский». Крестьяне дружно отнесли Пастернака к тем современным писателям, которые делают чтение мучительным и затрудняют овладение текстом. Пастернаковские стихи они называли «страшной стриженой курицей», «сумасшедшей бурей», «небылицей в лицах и в грязных тряпицах». «Я прямо остервился. Покою нету! Такой азарт у меня от раздражения, что сейчас бы задушил автора собственными руками. Наш брат целое лето ворочает за один хлеб, а поэт черкнет – и на сотни рублей! Эти стихи – расхищение государственного достояния», – ревом ревел от злобы на стихи Пастернака коммунаровец И. И. Тубольцев.
Интересно, что среди понравившихся коммунарам авторов были в основном сибирские писатели: Г. А. Вяткин, В. Я. Зазубрин, А. С. Новиков-Прибой, Е. Н. Пермитин, В. Я. Шишков. Похоже, не обошлось здесь без гения места, который пересек пути талантливого народного учителя Адриана Митрофановича, жадно ищущих знаний алтайских крестьян и писателей, тонко чувствующих духовные потребности сибиряков-земледельцев…
Источники
- Топоров, А. М. Крестьяне о писателях / А. М. Топоров ; [подгот. изд. И. Топоров]. – Москва : Common place, 2016. – 312 с.
- Топоров, И. Г. Пастернака они читали / И. Г. Топоров // Вопросы литературы. – 2015. – № 4. – C. 357–364.