Каменные богатыри Чемальского тракта

Мифы Алтая рассказывают, что горы, выделяющиеся своей высотой или формой, до потопа были богатырями. В камень их превратили родительские заклятия. После потопа Земля лишилась первоначальной своей твердости и уже не могла держать на себе всех богатырей. Так богатыри стали горами.

Проезжая по Чемальскому тракту в районе поворота на с. Толгоек, в отвесном выступе скалы на противоположном берегу Катуни можно разглядеть каменное лицо богатыря Сартакпая, искусно упрятанное в ущелье. Множество легенд бытует на Алтае про дочь хана Алтая – Катунь, про бедняка Бия, про богатыря Сартакпая – самого известного богатыря Алтая. Среди них есть такая история:

«Пробовал бороться Сартакпай со своенравной Катунью, дочерью хана Алтая. Не по нраву было богатырю Сартакпаю то, что река Катунь, обогнув крутые горы, устремилась к своему возлюбленному – Бию. Разгневался Сартакпай и в районе села Ороктой закидал русло реки огромными валунами. Не смогли валуны остановить Катунь, миновав их, помчалась она дальше. Пуще прежнего разгневался богатырь. Не хотел он уступать гордой реке. Хорошо подкрепившись, съев за обедом 10 быков и 20 баранов, взял Сартакпай лук, забрался на плато Толгоек, натянул тетиву и пустил стрелу. Прошила стрела насквозь гору Узюк, отбросив от нее огромный кусок на несколько километров вниз. Отброшенная стрелой скала перегородила путь Катуни. Но своенравная река и скалу обошла умело. В бессилии богатырь Сартакпай прекратил преследование, дал реке полную свободу, а сам обратился в камень».

Лик Сартакпая хорошо просматривается особенно четко в утренние часы. «Строго следит богатырь за Катунью, за ее отвоеванной свободой, никому не дает в обиду горделивую реку».

Недалеко от ущелья «Че-Чкыш», на левом берегу реки Катуни выше устья реки Апшуяхта, левого притока Катуни, располагается гора, южный вогнутый осыпной склон которой под разными ракурсами напоминает большое сиденье-кресло с подлокотником. По преданиям, здесь отдыхал после трудов легендарный богатырь Сартакпай, обратив свое лицо к восходящему солнцу. Стоит и сегодня Кресло Сартакпая, ожидая своего богатыря.

Каменные лики, или, по-научному, антропоморфы, особенно больших размеров, завораживающе действуют на сознание созерцающих их людей. В урочище Еланда такой каменный лик располагается на возвышающемся скалистом выступе правого борта долины Катуни. Формы лика меняются в зависимости от угла осмотра. Этот антропоморф располагается на западной стороне скалы и туда же устремляет свой взор. Особенную схожесть скалы с лицом человека можно уловить перед спуском дороги тракта к селу Еланда. Местные жители гору, где находится каменный лик, называют «Дедушкина голова» – так им видится силуэт этой горы с южного ракурса – из села Еланда.

Еще один наскальный профиль можно увидеть по дороге в село Ороктой. Самое опасное место на этом пути – это так называемый Ороктойский бом, за которым и располагается долина одноименной реки. Протяженность Ороктойского бома около километра. Над дорогой кренясь нависают отвесные скалы. Местные жители приметили здесь необычной формы скалу, напоминающей бюст поэта Александра Сергеевича Пушкина. Когда и кто первый приметил – история умалчивает. Внимательно осматривать скалы можно в 5 км от Ороктойского моста.

Если пройтись по тропе, ведущей от водопада Бельтерьеск (тупик дороги Усть-Сема-Куюс-устье реки Бельтертуюк) вверх по правому берегу Катуни, то можно увидеть как из правого борта долины реки Катунь «выходит» могучий богатырь (Катунский богатырь, Бельтер-хан, Сартакпай). Хорошо различима голова богатыря в массивном шлеме, туловище, намечен размах в ногах и руках. Очевидцы говорят, что богатырь хорошо виден с реки.

Подобные антропоморфные каменные природные изваяния особо в почете на Алтае, с ними связывают легенды, считают эти места сакральными. И еще у Алтайцев есть предание: когда греховность земных людей превысит все пределы, спасением им от кары будет Белый Богатырь, выходящий из белой горы.

Источник информации: Горских О. Каменные богатыри Чемальского тракта // Постскриптум. Чемал, 2017. 25 янв. С. 18: фот. цв.