Культура и искусство

Сегодня Алтайский край живет интенсивной и насыщенной культурной жизнью. В крае действуют государственные и муниципальные театры, коллективы со званием «Народный театр», Государственная филармония Алтайского края, государственные и муниципальные музеи; клубные формирования, государственные, городские и сельские библиотеки, множество профессиональных и самодеятельных коллективов. Кадры для них готовят Алтайская государственная академия искусств и культуры, Алтайский краевой колледж культуры, музыкальные училища в Барнауле, Бийске, Рубцовске, Новоалтайское художественное училище.

Библиотеки и музеи

Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова (ул. Молодежная, 5) – главная библиотека края, одна из старейших библиотек Сибири. Была основана в 1888 г. на пожертвования частных лиц и при поддержке Городской думы как городская общественная библиотека. Сегодня фонд краевой библиотеки составляет свыше 1 млн 300 тыс. экземпляров, пользователями библиотеки являются более 80 тыс. человек. Фонд библиотеки включает более 40 тыс. книжных памятников: рукописных и печатных книг кирилловского шрифта, отечественных изданий гражданского шрифта XVIII в., книг XIX в.

Ряд коллекций включает книги из библиотек Барнаула: Общества попечения о начальном образовании, реального училища Николая II, мужской и женской гимназий, Дома политпросвещения, меланжевого комбината и др. Особую ценность представляют личные книжные собрания барнаульцев XIX–XX вв.: врача И.И. Казаринова, священнослужителя А.М. Щербакова, юристов Бончковских, ученого-ботаника В.И. Верещагина, землеустроителя и общественного деятеля А.А. Лесневского, писателей Г.М. Пушкарева, Н.Г. Дворцова, А.М. Родионова и др.

Алтайский краевой краеведческий музей (ул. им. И. Ползунова, 46) – один из старейших в Сибири. Создан в 1823 г. по инициативе начальника округа Петра Козьмича Фролова при участии врача Фридриха Вильгельмовича Геблера. В музее были представлены «предметы натуральной истории», «минеральная часть», этнографические материалы народов Сибири и Северной Америки, богатейшее собрание моделей горных машин и механизмов. Гербарий местной флоры был подарен Карлом Ледебуром, совершившим экспедицию по округу в 1826 г. Коллекция «Древности из Сибири» экспонировалась на Московской антропологической выставке (1879) и удостоена серебряной медали.

В 1913 г. фонды музея были объединены с коллекциями, собранными членами Алтайского подотдела РГО. К 1918 г. собрание включало коллекции минералов, энтомологическую, орнитологическую, фотоматериалов.

Здание музея является памятником архитектуры, истории и культуры середины XIX в. Оно построено в 1851 г. для Главной химической лаборатории Алтайского округа. В 1913 г. передано в пользование музею. Фонды музея насчитывают 153 тыс. единиц хранения.

Наиболее ценные коллекции: редкие книги, предметы по истории горного дела на Алтае, уникальные чертежи, карты, нумизматика, изделия алтайских камнерезов, образцы минералов, станок для чеканки монет Сузунского монетного двора и др. Музей располагает научно-исследовательской библиотекой, содержащей фонд редких книг по краеведению, вопросам теории и практики музейного дела.

Государственный художественный музей Алтайского края – один из самых молодых в Сибири (1958). Уже в первые годы существования музея на Алтай из запасников Министерства культуры РФ, Русского музея, Третьяковской галереи, Эрмитажа и других известнейших российских собраний поступили первые шедевры русского искусства XVIII–XIX вв.: работы В.А. Тропинина, К.Е. Маковского, Н.А. Ярошенко. Большинство картин уже в последующие годы приобреталось в частных собраниях. Это полотна Я.И. Аргунова, И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.К. Айвазовского и др. Экспозиция каждого большого художественного музея России традиционно начинается с произведений древнерусского искусства. В ГХМАК это иконы XVI–XIX вв. И хотя собрание небольшое, оно по-своему уникально.

Подлинной жемчужиной коллекции в музее является пейзаж А.К. Саврасова «Могила на Волге. Окрестности Ярославля». На сегодня собрание картин Саврасова в Барнауле самое крупное и значительное в Сибири.

Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая (ул. им. Л. Н. Толстого, 2) основан 8 сентября 1989 г. на базе сформированных литературно-художественных коллекций. А в 1991 г. музею был передан особняк золотопромышленника Епиктета Павловича Аллоровского. 29 мая 1992 г. музей впервые принял посетителей в новом здании.

В фондах музея хранится более 55 тыс. единиц хранения, а представленные в музее фонды, коллекции и собрания имеют российское и мировое значение. Это: крупнейший персональный фонд писателя, режиссера и актера В.М. Шукшина; фонд семьи художника, ученого и общественного деятеля Н.К. Рериха; фонд выдающегося деятеля мировой культуры, писателя, уроженца Алтая Г.Д. Гребенщикова и др.

Среди особо ценных экспонатов музея можно назвать икону XVIII в. «Спас Нерукотворный» и подлинное Знамя Мира Н.К. Рериха.

Музей предлагает интересные экскурсии, рассказывающие об истории культуры Барнаула; для путешествующих по Горному Алтаю – рассказ об экспедиции Н. Рериха, о верованиях и обычаях алтайцев, об истории камнерезного дела в Колывани.

Алтайский государственный мемориальный музей Германа Степановича Титова (с. Полковниково, Косихинский район). Открыт 16 января 2002 г. на родине космонавта в с. Полковниково Косихинского района. Неофициальной датой основания музея считается 1965 г., но первоначально материалы о космосе, первых полетах размещались в маленьком домике семьи Титовых. Экскурсии проводил Степан Павлович Титов – отец космонавта. После отъезда семьи Титовых в Москву в 1965 г. решено было перенести экспозиции музея в здание семилетней школы, где учился Герман Титов.

В музее действуют две экспозиции: «Голубая моя планета» и «След человека на земле». Первая рассказывает о жизни и деятельности Г.С. Титова. Вторая – о людях, которые сопровождали Германа Степановича на протяжении жизненного пути: о родителях, учителях, друзьях и знакомых. Здесь же экспонируется коллекция картин С.П. Титова, редкие фотографии, личные вещи.

Ежегодно в рамках Шукшинских дней на Алтае знаменитые актеры и кинорежиссеры посещают музей Г.С. Титова. В книге отзывов оставили свои пожелания гости из Германии, Бельгии, Китая, Украины, Бурятии и др. В августе 2005 г. за большой вклад и активную работу по пропаганде достижений и истории отечественной космонавтики и в связи с 40-летием со дня основания музей награжден дипломом Федерации космонавтики России и медалью имени летчика-космонавта СССР Г.С. Титова.

В 2011 г. музей получил свое второе рождение – была проведена масштабная реконструкция, его фонды пополнились новыми уникальными экспонатами. Сейчас гостей Полковниково встречает новый музейный комплекс. Он включает в себя два объекта: школу-семилетку, в которой учился Герман Титов (старое здание музея), и новое здание, где расположены экспозиционные залы, фондохранилище, кабинеты сотрудников. Общая площадь нового музейного комплекса теперь превышает тысячу квадратных метров.

Колыванский музей истории камнерезного дела на Алтае создан в 1966 г. по инициативе директора камнерезного завода А.А. Головина в здании бывшей рисовальной школы. Изделия колыванских мастеров занимали не последнее место в ряду выдающихся произведений камнерезного искусства России и прославляли своих создателей далеко за пределами Родины. До сих пор у многих людей и в России, и за рубежом представление об Алтае связано с Колыванью как родиной колоссальных каменных ваз, каминов, канделябров, колонн.

В 2001 г. коллектив завода стал лауреатом Демидовской премии «За возрождение русских традиций камнерезного искусства», а в 2002 г. – вручена Малая золотая медаль.

Есть в Барнауле музеи, о которых знают не все жители края. Например, музей «Мир камня» с великолепной экспозицией поделок из камней и Музей автоугона им. Юрия Деточкина. В последнем – большая выставка моделей легковых автомобилей, есть множество моделей радиоуправляемых машин. Здесь можно даже пострелять по мишеням из пневматических пистолетов. В 2012 г. был открыт музей «Горная аптека» (Ползунова, 42).

Изобразительное искусство. Архитектура

 Изобразительное искусство до конца XVIII в. было представлено иконописью и крестьянской стенной росписью. В начале XIX в. в Барнауле возникают частные собрания картин и эстампов. Первым профессиональным художником, запечатлевшим города, рудники и поселки Алтая, его природу, был Василий Петрович Петров. Указом Александра I он был командирован в сибирские заводы для снятия с них видов и в 1802 г. прибыл в Барнаул. Более 100 акварелей, гуашей, рисунков, эскизов маслом создал на Алтае В.П. Петров. Большая часть алтайских работ художника хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Самым крупным явлением в изобразительном искусстве дореволюционного Алтая было творчество живописца и графика Григория Ивановича Гуркина. С его именем связано зарождение в крае художественных традиций. Гуркин – алтаец по происхождению, учился у И.И. Шишкина в Петербурге. В 1908 г. в Томске состоялась персональная выставка произведений Гуркина, ставшая ярким событием в художественной жизни Сибири. В первом десятилетии XX в. Гуркиным были созданы произведения «Катунь весной», «Хан-Алтай», «Озеро Каракол», «Озеро горных духов».

Большая заслуга в организации художественной жизни в крае принадлежит краевому Союзу художников Алтая, основанному в 1940 г. Первая краевая выставка работ художников открылась осенью 1941 г. Сегодня в краевом союзе более 100 членов Союза художников России. Наряду с традиционной пейзажной живописью в крае развиваются и другие виды художественного творчества – монументальное искусство, скульптура, керамика, декоративно-прикладное искусство. Характерной чертой последнего десятилетия является развитие дизайнерской сферы.

С середины ХХ в. в искусство Алтая вошли яркие самобытные имена М.Я. Будкеева, Ф. Филонова, П.А. Щетинина, М.Д. Ковешниковой и др. 70-е годы стали временем расцвета алтайских художников-текстильщиков. Художественной мастерской Барнаульского ХБК руководил член СХ СССР Н.А. Белышев. Сатины и ситцы ХБК с разработанными коллективом мастерской рисунками тканей экспонировались на международных выставках в Париже и Лейпциге. К лучшим тканям Г.А. Белышева принадлежат «дымковская», «приглашение к чаю», «полховские домики».

В последующие десятилетия заявило о себе молодое поколение художников Алтая: А.П. Щетинин, А.Е. Емельянов, В.П. Кукса, Е.В. Олейников и др. Педагоги Новоалтайского художественного училища (заслуженные работники культуры России В. Раменский, И. Хайрулинов и др.) вырастили целое поколение молодых живописцев. Многие выпускники училища продолжили обучение в институтах Москвы, Санкт-Петербурга и Красноярска. Вернувшись на родину, именно они стали определять лицо современного искусства Алтая. Среди них – пейзажист Сергей Прохоров, художник декоративного искусства Евгений Скурихин и др.

Художники Алтая участвуют в сибирских, республиканских и международных выставках. Произведения алтайских мастеров хранятся в Государственном художественном музее Алтайского края, Третьяковской галерее, картинной галерее Центрального музея Великой Отечественной войны. Выставочный зал Союза художников – один из главных культурных центров столицы Алтая. Здесь ежемесячно проводятся вернисажи, персональные, коллективные, тематические выставки. Организуются выставки и в экспозиционных залах других городов и районов края.

Постепенно складывается и сообщество коллекционеров. Сейчас авторы имеют возможность продавать свои картины напрямую или через посредников в России или за границей.

Замечательной традицией в художественной жизни края стало создание галерей. Галерея Анатолия Щетинина является центром притяжения художников Алтая. При Алтайском государственном университете открылась новая художественная галерея «Universum». «Кармин» – первая в нашем городе частная галерея, принадлежащая предпринимателю Сергею Хачатуряну. Площадь галереи 450 м2 искусно поделена на 6 смежных залов, на потолке – профессиональная подсветка, строго соблюдается тепловой режим. Тихим фоном звучит классическая музыка.

Картинные галереи открыты не только в столице края – они действуют в Михайловском, Рубцовском и других районах Алтая.

Картинной галерее Павловска в 2004 г. присвоили имя Геннадия Федоровича Борунова – одного из патриархов алтайской живописи, лауреата Демидовской премии, талантливого художника, которого знают и любят земляки. Геннадий Борунов является автором нескольких росписей в кафедральном соборе Барнаула – Покровском. Все свои живописные работы он посвятил сельским жителям Алтайского края: «Хозяева земли», «Отец», «Отчий дом», «Председатель Кольцов. Колхозная осень» и др.

Алтайская группа Союза архитекторов СССР была организована в 1964 г. Алтайская краевая общественная организация Союза архитекторов РФ создана в 1969 г. для решения творческих, проектных, производственных и организационных задач в области градостроительства и застройки городов и сел Алтайского края. Правление организации состоит из 11 человек. В настоящее время организацию возглавляет архитектор, руководитель творческой архитектурной мастерской Петр Иванович Анисифоров.

В 1985 г. в Барнауле на ул. Анатолия, 106а был открыт Дом архитектора, в котором проводятся авторские и групповые выставки, творческие встречи. С 1994 г. здесь находятся творческие персональные мастерские профессиональных архитекторов.

В 1984 г. Алтайская организация Союза архитекторов России впервые в крае и в Сибири провела дни архитектуры. Позже такие дни стали традиционными и в других городах и районах края.

В 2005 г. на сибирском региональном фестивале «Золотая капитель» край выглядел весьма достойно, получив большое количество призов. В номинации «Постройки» «Золотую капитель» получила барнаульская мастерская Петра Ивановича Анисифорова за проект «Первый православный храм в Антарктиде» (архитектор Светлана Рыбак, конструктор Александр Шмидт). Храм был собран прямо в Антарктиде алтайскими мастерами.

Оригинальные архитектурные решения мастерской «Классика» (руководитель А. Деринг) придают особую неповторимость и оригинальность столице края. Этой мастерской был разработан проект и интерьер крупнейшего торгового центра Барнаула («Пассаж»), реконструирован кинотеатр «Родина» и часовня Александра Невского, построен торговый центр «Идеал», оригинальный и по архитектуре, и по применяемым материалам.

Музыка

Наш край богат искусными музыкальными мастерами, талантливыми исполнителями, музыкальными коллективами, которые известны всему миру.

В настоящее время в крае действуют: Алтайский государственный оркестр русских народных инструментов «Сибирь», Русский камерный оркестр, хоровая капелла Алтайского государственного университета, Барнаульский городской духовой оркестр, ансамбль русских народных инструментов «Руснари», трио «Элегия» и др.

Первый концерт оркестра «Сибирь» состоялся в декабре 1982 г. Уже в марте 2000 г. на Первом сибирском фестивале «Русский оркестр на рубеже веков» в г. Красноярске выступление коллектива произвело ошеломляющее впечатление. Сегодня оркестр стал ведущим коллективом края, его визитной карточкой.

Русскому камерному оркестру – одному из самых известных за пределами страны и края музыкальному коллективу г. Барнаула 20 лет (1993). Его бессменный руководитель – Алексей Кузнецов, заслуженный деятель культуры РФ. Деятельность Русского камерного оркестра впечатляет: зарубежные гастроли, выступления на большой академической сцене консерватории г. Новосибирска, других городов России, а самое главное – любовь горожан и восхищение ценителей музыки. Уже в первый год со дня образования орекстра музыканты дали 90 концертов в Барнауле, 38 – в Санкт-Петербурге и 9 – в Китае.

С нашим краем связаны имена профессиональных композиторов, музыкантов-исполнителей, оставивших заметный след в музыкальной культуре Алтая. Это – М.Ф. Стариков, Е.И. Борисов, О.В. Бураков, Р. Галямов, Н.Д. Логвинова, Ю. Крикун и др. Звезда мировой величины – скрипач Степан Мезенцев тоже родом с Алтая.

Театр

Алтайский краевой театр драмы им. В. М. Шукшина является одним из старейших театральных коллективов Западной Сибири. Организован в 1921 г. на основе слияния лучших профессиональных театральных сил края в труппу Первого государственного театра в Барнауле.

Театр – дипломант регионального фестиваля «Сибирский транзит» (2005 г.), и в этом же году спектакль «Собачье сердце» получил высочайшую оценку членов Экспертного совета Национального российского фестиваля «Золотая маска».

Алтайский государственный театр музыкальной комедии был создан на основе музыкально-драматического коллектива при ДК Горно-Алтайска и Бийского драмтеатра в 1960 г. В 1964 г. переезжает в Барнаул. В труппе 172 артиста, из них 6 заслуженных артистов РФ. Талант, мастерство и самоотверженный творческий труд актеров театра обеспечивают ему славу одного из лучших музыкальных театров Сибири.

Молодежный театр Алтая основан как краевой театр юного зрителя в 1958 г. Современное название получил в 2000 г. Развивается по нескольким творческим направлениям: детский и вечерний репертуар на большой и малой сценах, театр слова.

21 июня 2011 г состоялось торжественное открытие нового здания театра, реконструированного бывшего ДК Барнаульского меланжевого комбината, где Алтайский ТЮЗ начинал свою деятельность. С 2013 г. театр носит имя Валерия Сергеевича Золотухина, который в 2003-2013 гг. был художественным руководителем театра.

Алтайский государственный театр кукол «Сказка» основан в 1938 г. как гастрольная бригада артистов-кукловодов. В 1949 г. был закрыт, а в 1963 г. возобновил работу в качестве стационарного театра кукол в специально построенном здании. Театр – постоянный участник межрегиональных и международных фестивалей.

Муниципальный экспериментальный театр «Подвал» организован в 1996 г. на общественных началах группой преподавателей и студентов АГИИК. В репертуаре театра шесть спектаклей, участвуют 8–10 актеров.

Большую роль в культурной жизни края играет Демидовский фонд. Благодаря инициативе писателя А.М. Родионова в 1991 г. на Алтае создана краевая общественная организация «Демидовский фонд» с целью восстановления традиций алтайского меценатства, покровительства и спонсорства. По словам нынешнего президента фонда Владимира Песоцкого, делается попытка «возродить ценности, поднять культуру и сохранить ту особую, очень крепкую русскую мораль». Премии фонда вручаются ежегодно в номинациях: «История», «Литература», «Музыка и исполнительское искусство», «Изобразительное искусство», «Архитектура».

Благодаря Демидовскому фонду Алтайский край выгодно выделяется на фоне многих других регионов: ведь столь необходимую общественную поддержку сфера культуры получает далеко не везде. Недаром девизом фонда стало выражение: «Acta non verba» – «Дела – не слова».

Алтай в отечественном киноискусстве

Алтайский край внес значительный вклад в развитие отечественного киноискусства, став малой родиной для целого ряда талантливых актеров, режиссеров, сценаристов, художников. Здесь проходили съемки фильмов, вошедших в золотой фонд российского кино.

Всего через два года после первого показа кино в Париже, 22 мая 1897 г., в Барнауле состоялся первый сеанс кинематографа. После революции именно на Алтае, впервые в Сибири, стали снимать художественные фильмы: 1924 г. – «Красный газ» (режиссер И.Г. Калабухов), 1931 г. – один из первых советских звуковых фильмов «Одна» (режиссеры Г.М. Козинцев и Л.З. Трауберг). Здесь снимали свои картины А. Разумный («Долина слез», 1924), В. Шнейдеров («Золотое озеро», 1935), А. Згуриди («Белый клык», 1946), А. Роу («Кащей Бессмертный», 1945), Р.и Ю. Григорьевы («Праздники детства», 1981), Я. Лакшин («Демидовы», 1983), В. Краснопольский и Б. Усков («Ермак», 1997) и др.

Патриархом российского кинематографа был уроженец г. Камня-на-Оби Иван Александрович Пырьев (1910–1968), снявший знаменитые фильмы советской эпохи: «Трактористы», «Кубанские казаки», «Свинарка и пастух», «Секретарь райкома», «Идиот», «В шесть часов вечера после войны» и др. Музыкальный фильм «Сказание о земле Сибирской» (1948) режиссер посвятил своей Родине – Алтаю. В картинах И. Пырьева нет конкретного алтайского колорита, но ясно, что материал для создания образов он черпал из жизни тех мест, где родился.

И. Пырьев известен и как крупный общественный деятель кино: участвовал в организации Дома кино в Москве, занимал должность председателя худсовета Министерства кинематографии. Он организовал и был главным редактором журнала «Искусство кино». В течение ряда лет возглавлял студию «Мосфильм», затем руководил творческим объединением «Луч».

Екатерина Федоровна Савинова (1926–1970) – киноактриса, заслуженная артистка РСФСР. Родилась и выросла в с. Ельцовка Алтайского края.       В 1950 г. окончила актерский факультет ВГИКа. Она создала замечательные образы в фильмах «Кубанские казаки», «Большая семья», «Тень у пирса», «Женитьба Бальзаминова». В кинокомедии «Приходите завтра» Е. Савинова блестяще сыграла роль Фроси. По существу, судьба героини фильма – это биография ее исполнительницы.

Владимир Иванович Хотиненко (1952) родился в г. Славгороде. Режиссер, сценарист, актер, педагог.

В 1976 г. окончил Свердловский архитектурный институт, в 1982 г. – Высшие режиссерские курсы (мастерская Н. Михалкова). В 1978–1982 гг. работал художником на Свердловской киностудии на фильмах «Гонка с препятствием» (1979), «Дым Отечества» (1980) и др. Был ассистентом у Н. Михалкова на фильмах «Обломов», «Пять вечеров», «Родня». Снимался в фильмах «Родня» (1981), «Казачья застава» (1982), «Самолет летит в Россию» (1994) и др.

Известен как режиссер фильмов «Зеркало для героя» (1987), «СВ» (1989), «Рой» (1990), «По ту сторону волков» (2002), «72 метра» (2003), «Гибель империи» (2004). Финалист программы «Номинация. Кино. XXI век» на кинофоруме в Ялте с фильмом «Макаров» (1993). Преподает во ВГИКе режиссуру игрового кино.

Нина Николаевна Усатова (1951) родом из г. Рубцовска. Актриса театра и кино, народная артистка Российской Федерации (1994).

В 1979 г. окончила театральное училище им. Б.В. Щукина и стала актрисой Ленинградского Молодежного театра. В 1989 г. Н.Н. Усатова пришла в труппу Академического Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова (Санкт-Петербург), где и работает по сей день.

Известна по участию в таких театральных спектаклях, как «Диалоги», «Сотников», «Беда», «Звучала музыка в саду», «И дольше века длится день», «Коварство и любовь», «Семейный портрет с посторонним», «Три сестры» и др.

С 1981 г. много и успешно снимается в кино. Сыграла в таких фильмах, как «Куда исчез Фоменко?» (1981), «Голос» (1982), «Вот моя деревня» (1985), «Байкал» (1987), «Холодное лето пятьдесят третьего…» (1987), «Фонтан» (1988), «Увидеть Париж и умереть» (1992), «Окно в Париж» (1993), «Мусульманин» (1995) – приз «Кинотавра – 95» за лучшую женскую роль и приз «Бриллиантовая звезда» – лучшей актрисе фестиваля, «Прибытие поезда» (1995) – приз прессы «Лучшей актрисе 1995 года».

Многогранен талант другого нашего земляка – народного артиста Валерия Сергеевича Золотухина (1941), уроженца с. Быстрый Исток. Дебют В. Золотухина в кино состоялся в 1964 г. в картине В. Назарова «Пакет». Он сыграл огромное количество ролей в фильмах: «О тех, кого помню и люблю» (1974), «Бумбараш» (1972), «Единственная» (1976), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Маленькие трагедии» (1980), «Птицы небесные» (2006) и т. д. С 1964 г. он актер Московского театра драмы и комедии на Таганке, где служит и поныне. Прозвище в театре – Домовой. Читателям он хорошо известен и как литератор. Автобиографические произведения В.С. Золотухина «На Исток-речушку к детству моему», «Дребезги», «Печаль и смех моих крылечек» наглядно показывают, что всем, чего достиг в искусстве, он обязан малой родине, где прошли его детство и юность. Для В. Золотухина характерны сопереживание всему происходящему на родине, сопричастность к делам своих земляков. Его усилиями в Быстром Истоке был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы, настоятелем которой является его старший сын.

Александр Васильевич Панкратов-Черный (1949) – кинорежиссер, популярный артист, поэт. Родом он из деревни Конево Панкрушихинского района. Показательно, что дипломной работой по окончании ВГИКа был фильм по рассказам В.М. Шукшина «Штрихи к портрету». Позже вышли на экраны такие фильмы режиссера А.В. Панкратова, как «Взрослый сын» (1979), «Похождения графа Невзорова» (1982), «Салон красоты» (1985), «Система ниппель» (1990).

Известность актеру принесли роли в фильмах «Мы из джаза» (1983), «Жестокий романс» (1984), «Зимний вечер в Гаграх» (1985), «Курьер» (1986) и многие другие.

Несмотря на огромную занятость в кино А.В. Панкратов-Черный занимается общественной деятельностью, проблемами «трудных» детей. С середины 1990-х гг. он является президентом Фонда детского спортивного развития и социальной защиты детей-инвалидов «Наше поколение». Двойную фамилию актер и режиссер А. Панкратов-Черный носит, чтобы избежать путаницы с другим режиссером Панкратовым (блондином).

Алексей Иванович Булдаков (1951) родился в с. Макаровка Ключевского района. А.И. Булдаков сыграл в более 60 фильмах. Но самую широкую известность принесли ему фильмы А. Рогожкина («Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки» и т. д.). А.И. Булдаков запомнился зрителям по фильмам: «Семен Дежнев» (1983), «Небывальщина» (1983), «Знак беды» (1986), «Хлеб – имя существительное» (1988) и др.

Неповторимый след в истории Алтая оставил еще один наш знаменитый земляк – Михаил Сергеевич Евдокимов (1957–2005). Родился в Новокузнецке Кемеровской области. В конце 50-х годов семья переехала в с. Верх-Обское Смоленского района Алтайского края. Его он и считал своей малой родиной.

Полгода учился в культпросветучилище на отделении балалаечников, затем работал на моторном заводе. Служил в рядах Советской Армии. Неудачно поступал в Московское эстрадно-цирковое училище. Окончил Сибирский университет потребительской кооперации (специальность – «экономист-менеджер»). Во время учебы был капитаном команды КВН. Работал администратором в столовой, а по вечерам пел на танцплощадках. В свободное время писал сатирические рассказы. Начинал как артист разговорного жанра. Постоянный участник телевизионной передачи «Аншлаг». Снимался в фильмах: «Старые клячи» (2000), «Не послать ли нам гонца?» (1998), «Не валяй дурака» (1997), «Аншлаг и Со» (1996), «Про бизнесмена Фому» (1993), «Не хочу жениться» (1993). Продюссировал фильм «Не послать ли нам гонца?» (1998). Народный артист России. До апреля 2004 г. работал директором ООО «Театр Евдокимова». В апреле 2004 г. Михаил Евдокимов во втором туре голосования одержал победу на выборах на пост губернатора Алтайского края. Погиб 7 августа 2005 г. в автокатастрофе, которая произошла на трассе Бийск–Барнаул, в 20 километрах от Бийска. На месте гибели губернатора возведена часовня святого Архистратига Михаила, рядом расположен мемориальный камень, а вокруг разбит сквер, где высажены 47 березок – по количеству прожитых Евдокимовым лет.

В Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая находится экспозиция «Алтай в отечественном кинематографе», где представлена галерея творческих портретов кинематографистов – наших земляков.