Алтайский спидвей

В советские годы эти соревнования были невероятно популярны в Барнауле. В жгучий мороз, когда ресницы и брови покрывались инеем за пару минут, на двух-, а иногда и трехчасовые состязания мотогонщиков собирались полные стадионы.

Нина Михеева, мастер спорта СССР по мотоциклетному спорту, вспоминает о сложностях поиска стадиона для этого вида соревнований:

«Своего стадиона при ДОСААФе не было, а другие городские площадки не пускали мотоциклистов для проведения подобных сорев­нований, потому что берегли газон, посаженный для футболистов. Чтобы провести соревнования по спидвею, нужно было наращивать лед, потому что передние и задние колеса мотоцикла имели острые металлические шипы длиной 28 мм. Без этих шипов было бы невозможно войти ни в один вираж и уж тем более удержаться в седле. После нескольких кругов по треку на большой скорости лед в буквальном смысле разваливался. Един­ственным стадионом, который соглашался с нами работать, был «Локомотив», у вокзала.

Барнаульцы знали, что каждую зиму смогут здесь увидеть гонки железных коней, а о приближении соревнований становилось известно тогда, когда специалисты начинали наращивать лед и строить вокруг трека 80-сантиметровый снежный вал — заграждение, за которым дежурили пожарный расчет и бригады скорой помощи. На всякий случай.

Самым захватывающим моментом соревнований для зрителей были, конечно, падения. Летишь на скорости до 100 км/ч, не входишь в вираж или не удерживаешься в седле — и падаешь. Если идешь последним, можно без опасений подняться и, не отряхиваясь, ехать дальше, пытаясь наверстать упущенное время. А вот если кто-то из лидеров упал, то на него могли наткнуться пресле­дователи и случайно переехать вылетевшего на трек гонщика. Шипы могли нанести опасную травму, на крупных чемпионатах регистрировались даже смертельные случаи, у нас, слава богу, обходилось. Более того, столкновение мотоциклов могло спровоцировать возгорание, потому что они работали на легковоспламеняющемся метаноле.

Несмотря на то что мото­циклетный спорт был весьма затратным из-за необходимости покупки топлива и запчастей, периодического приобретения новых гоночных коней — в советские годы всегда находились деньги на его развитие. Может быть, потому, что были заинтересованные люди, которые жили спортом и дышали мотогонками. Чтобы устроить соревнования, иногда участни­кам приходилось из домашних тряпок шить себе обмундиро­вание, потому что спецодежды не было».

Январь 1981 г. Стадион «Локомотив», гонки по спидвею.

На снимке видно, что на трибунах яблоку негде упасть. А старожилы подтверждают: порой мотогонки проходили не только на «Локомотиве», но и на на «Динамо», билеты приходилось покупать на улице у спекулянтов — в кассах они заканчивались очень быстро.

Источники:

Бейфус А. Шипы и лед // Вечерний Барнаул. — 2015. — 10 июля (№ 99). — С. 32.

Махначев Я. А я тебе говорю: «Не рычи» // Вечерний Барнаул. — 2020. —13 марта (№ 35). — С. 12-13.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *