60 лет со времени пребывания К. Г. Паустовского на Алтае

Источник:
// Страницы истории Алтая: календарь памятных дат. 2002.- Барнаул, 2001.- С.143-144.


60 лет со времени пребывания К. Г. Паустовского на Алтае
Home

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье выходцев из Малороссии, как тогда называлась Украина. Однако детство, отрочество и юность будущий писатель провел на земле предков. Его однокашником по 1-й Киевской гимназии был другой знаменитый писатель — Михаил Булгаков. После окончания гимназии в 1911 г. К. Г. Паустовский поступает на естественно-исторический факультет университета Св. Владимира. Проучившись несколько семестров, он оставляет Киев, едет в Москву, где поступает на юридический факультет, но вскоре бросает и его.

После этого в течение пятнадцати лет, до того, как стать профессиональным писателем, К. Г. Паустовский сменил множество профессий: был вагоновожатым московского трамвая, санитаром военного госпиталя, учителем, газетным репортером.

Свой первый рассказ он опубликовал в 1912 г. Но «путевку в жизнь» дала ему Одесса двадцатых годов — один из самых литературных городов России. Кого из писателей не видела она со времени своего основания! Пушкин, Гоголь, Бунин, Горький, Олеша, Катаев, Ильф и Петров, Багрицкий, Бабель. К. Г. Паустовский сотрудничает в газете «Моряк». «Судьба морской газеты «Моряк» была в той же степени бурной и интересной, как и жизнь любого ее читателя», — напишет он в своей повести об Одессе тех лет «Время больших ожиданий».

В 1923 г. Константин Георгиевич написал роман под характерным названием «Романтики». Именно в этом понятии заключено, пожалуй, творческое кредо писателя. Почти не касаясь биографий своих героев, автор обращается исключительно к жизни чувства. Его герои, избегая будничных впечатлений и слов, замечают оригинальное в людях и окружающем пейзаже. В ранних рассказах и повестях («Лихорадка», «Этикетки для колониальных товаров», «Черное море») мечты о дальних странах, путешествиях, встречи и разлуки занимают большое место, подчиняя себе другие жизненные обстоятельства.

С годами проза Паустовского существенно меняется, но писатель никогда не отказывается от общего колорита, который дает основание называть эту прозу романтической. «Романтическая настроенность не позволяет человеку быть лживым, невежественным, трусливым и жестоким. В романтике заключена облагораживающая сила. Нет никаких разумных оснований отказываться от нее в нашей борьбе за будущее», — утверждает писатель.

Уверенность в том, что истинное счастье — это прежде всего удел знающих, а не невежд, в высокой этической ценности разнообразных знаний человека о своей земле и ее природе определила характер написанных в тридцатые годы повестей «Кара-Бугаз», «Колхида». В этот период К. Г. Паустовский обращается и к русской истории, но по-прежнему изображая только высокие человеческие свойства. Такова «Северная повесть» о декабристе Николае Бестужеве. Интересом к творческой личности проникнуты созданные перед войной повести о русских художниках «Орест Кипренский» и «Исаак Левитан».

В годы Великой Отечественной войны Константин Паустовский был военным корреспондентом. Зрелый писатель, он обращается к новому для себя драматургическому жанру. Для находившегося в эвакуации в Барнауле Московского камерного театра он по просьбе его руководителя А. Таирова пишет пьесу «Пока не остановится сердце». Для ее сценической доработки писатель зимой 1942-1943 гг. приезжает в Барнаул, до весны живет в Белокурихе, где одновременно работает над романом «Дым Отечества». Пьеса, в которой были заняты ведущие актеры театра, в том числе великая актриса Алиса Коонен, а музыку написал молодой композитор Георгий Свиридов, пользовалась большим успехом. Алтай дал темы для написанных в эти годы рассказов «Правая рука», «Спор в вагоне», «Приказ по военной школе».

Добрым словом отзывался К. Г. Паустовский об Алтае и его людях в своих письмах друзьям: «Теперь о Барнауле. Это славный город, славный прежде всего тем, что он русский город, очень похожий на наши северные города. Деревянные дома с мезонинами, герань на окнах и множество добродушных стариков-рыболовов. Великолепная Обь — она здесь шире Волги — и уже наше бледное, северное небо. Мы часто вспоминаем Барнаул и Белокуриху с очень нежным чувством. Белокуриха вспоминается как маленький антракт среди угрюмого тумана».

В послевоенные годы писатель работает над большой автобиографической эпопеей «Повесть о жизни», где отразилась жизнь России первых десятилетий XX века с грандиозными потрясениями войн и революций. Значительными событиями литературной жизни своего времени стали такие произведения писателя, как «Повесть о лесах» (1949) и «Золотая роза» (1956). Умер Константин Георгиевич Паустовский в 1968 г. Похоронили его в старинном русском городе Тарусе, где он провел последние годы жизни.