Генералова Мара Агеевна

Генералова Мара Агеевна родилась 9 февраля 1900 г. в с. Соколово Зонального района Алтайского края, в семье «крестьянина села Савиновского, проживающего на винокуренном заводе Платонова, Агея Михайловича Вдовина и законной жены его Евдокии Павловны» (по записи в метрической книге Соколовской церкви Во имя Богоявления Христова). Надорвавшись на работе, отец очень рано умер, а мать осталась одна с пятью детьми на руках, старшему из которых было десять лет. Природа щедро одарила маленькую Мару талантом. Жители села подметили в ней это еще в ее детском возрасте: девочка очень хорошо пела.

В 1911 г. мать решила обустроить свою жизнь в городе, продала дом, забрала детей и переехала в г. Бийск. Здесь Мара начала учиться в гимназии, но проучилась там всего три года, а потом стала помогать матери, работая счетоводом маслодельческой артели, и при этом пела в церковном хоре Успенской церкви. С 1917 г. Мара начала петь в хоре городского отдела народного образования. Хор исполнял народные, классические произведения и революционные песни.

В 1918 г. в г. Бийск из Москвы и Ленинграда приехали профессиональные музыканты. Они создали симфонический оркестр и хоровую капеллу, которую возглавил Ключихин. Профессор Модатов занимался постановкой голоса хористов при музыкальной школе, которую они же организовали.

В 1919 г. в г. Бийск приехали артисты Томского оперного театра. Одна из артисток заболела, стали искать ей замену. Самой подходящей для партии Ангела в опере «Демон» признали Мару. Петь партию, написанную для меццо-сопрано, было трудно, но юную певицу выручил широкий диапазон голоса. Это было ее первое выступление на большой сцене, и оно было успешным.

В 1921–1922 гг. Мара училась в музыкальной школе, которая находилась в Народном доме (в то время он назывался Рабочим Дворцом труда, науки и искусства) и была солисткой хоровой капеллы.

Творческое становление юной артистки совпало со временем работы в Бийском театре замечательного режиссера Владимира Владимировича Гарденина – ученика К. С. Станиславского. Его постановки пьес русской и мировой классики и блестящая игра актера зажгли в душе Мары искры любви к драматическому искусству.

В 1923 г. она вышла замуж за комиссара Красной армии Генералова Василия Петровича. И для Мары Агеевны началась кочевая жизнь. Из Бийска супруги отбыли в Омск, потом в Оренбург, Сталинград, а затем в Свердловск, где Мара Агеевна училась в музыкальном техникуме. Как вспоминала дочь Мары Агеевны, Лидия Васильевна, комната была у них небольшая, и половину ее занимал огромный рояль, который брали напрокат, чтобы Мара Агеевна могла репетировать. Везде, где приходилось им жить, Мара организовывала коллективы художественной самодеятельности. Они выступали перед воинами при любых условиях. И личный вокальный талант играл очень важную роль в творчестве актрисы.

В годы коллективизации муж Мары Агеевны стал «двадцатипятитысячником» и они должны были ехать в Восточный Казахстан из Свердловска, где они тогда жили. В 1933–1934 гг. Мара Агеевна училась на рабфаке г. Троицка в Казахстане. Среди нерусских жителей она создала кружок художественной самодеятельности, даже ставила со своими новыми друзьями пьесы; работала заведующей клубом.

В 1937 г. В. П. Генералов был репрессирован. Эго горе разрушило всю счастливую семейную жизнь. Василия Петровича отправили на Дальний Восток, дочь увезли в Москву в семью сестры Марии, а Мара Агеевна в 1938 г. поехала к своей племяннице в г. Камень-на-Оби. Там, в Доме культуры, как раз готовилась к постановке «Бесприданница», и Маре предложили роль Ларисы. Вскоре она получила предложение дирекции о зачислении в штат театра. Так М. А. Генералова стала профессиональной артисткой.

В 1940 г. она отправила письмо в прокуратуру Казахстана с просьбой разобраться в несправедливости обвинения В. П. Генералова, но ее жалобу переправили прокурору Семипалатинской области и оставили приговор без изменения.

В 1943 г. Каменский театр переехал в г. Бийск, чему способствовала Мара Агеевна. Театральная труппа (75 человек) была создана из нескольких актерских гpyпп из центра России и Украины и в том числе из артистов расформированного к тому времени театра г. Камня-на-Оби. Художественное руководство взял на себя известный в УССР режиссер Г. В. Воловик. М. А. Генералова заняла достойное место в актерском ансамбле вновь созданного театра. С подлинным мастерством она выступает в ролях Розы («Взаимная любовь»), Глафиры («Егор Булычев и другие»). Обладающей широким творческим диапазоном актрисе удаются самые разнообразные образы: сеньоры Фабрицци в «Оводе», Кручининой в спектакле «Без вины виноватые», Рашели в «Вассе Железновой», Гурмыжской в «Лесе». Как мастер психологически тонкого рисунка, она создала в комедии Островского «Лес» сложный и убедительный образ жадной помещицы, внешне мягкой и величавой, а на самом деле жестокой, и циничной.

М. А. Генералова (справа)

В 1945 г. М. А. Генералова награждена почетной грамотой Совета депутатов трудящихся и городского комитета ВКП(б) г. Барнаула за успешное выступление в спектаклях Бийского драматического театра во время гастролей в краевом центре. Многочисленными приказами по Бийскому городскому драматическому театру: за плодотворную добросовестную работу; за исполнение романсов в спектакле «Драма на охоте»; за большой творческий рост; за активное участие в общественной деятельности – М. А. Генералова была отмечена благодарностями, премиями и ходатайством администрации театра о присвоении ей звания заслуженной артистки РСФСР.

В 1951 г. из лагеря вернулся Василий Петрович Генералов, выживший только благодаря любви к жене и дочери. Надежда на встречу с родными заставляла Василия Петровича в любую непогоду заниматься физическими тренировками, чтобы выстоять и не сломаться. Он вернулся в г. Бийск в то время, когда дочь Лиля, окончив учительский институт, была направлена по распределению в школу с. Топольное Солонешного района. Для того чтобы помочь дочери, юной учительнице, справиться с бытовыми трудностями, Василий Петрович едет за ней, помогает ей, окружив теплом и заботой любящего отца. В письмах жене он подробно рассказывает о том, как ему удается доставать продукты, экономя, выгадывая на них мизерные средства из зарплаты учительницы и придумывая полезные и вкусные блюда. Радуясь тому, что он наконец-то может помочь своей дочери, Василий Петрович грустит о разлуке с женой и мечтает о встрече с ней, о том, чтобы семья наконец-то соединилась:

«Не забудь сообщить нам, в каких пунктах и в какое время ты будешь во время гастрольной поездки, чтобы мы могли тебе писать чаще. Крепко тебя целуем! Досадно, обидно до слез, что не увидимся с тобой еще все лето…».

Но мечте о счастливой семейной жизни так и не удалось сбыться. Годы ссылки подорвали здоровье Василия Петровича: в ноябре 1952 г. он умер. Мара Агеевна не встретила больше человека, равного мужу, и осталась верной его памяти. Всю свою жизнь она посвятила сцене, коллективу театра, театральному искусству.

К 1955 г. актриса сыграла 150 различных ролей. Умение находить в образе теплые, человечные нотки делало игру Генераловой понятной и доходчивой.

«Убедительные, правдивые краски нашла М. Генералова в трудной роли матери Олега Кошевого» (спектакль «Молодая гвардия»; «Бийский рабочий», 4 ноября 1947 г.).

«Артистка Генералова прекрасно передала все оттенки трудной роли Мавры Тарасовны Барабашевой – колоритной фигуры первостатейной московской купчихи» (спектакль «Правда – хорошо, а счастье лучше»; «Бийский рабочий», 19 декабря 1948 г.).

«С большим мастерством Мара Генералова играла жену Оргона – Эмилию» (спектакль «Тартюф, или Обманщик»; «Бийский рабочий», 4 января 1949 г.).

«Яркий, запоминающийся образ Матрены Матвеевны, жены бывшего боцмана Дзюбенко, создала артистка М. Генералова» (спектакль «Песнь о черноморцах»; «Бийский рабочий», 20 ноября 1953 г.).

29 августа 1955 г. Маре Агеевне Генераловой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. Среди многочисленных телеграмм, адресованных М. А. Генераловой в связи с присвоением ей почетного звания, – поздравления от производственных коллективов, где любимая артистка выступала на шефских концертах. И среди многих почетных грамот – одна, наверное, была особенно дорога Маре Агеевне, как воспоминание о счастливой жизни в военных городках во время службы мужа. Это – грамота «За пропаганду достижений советского искусства среди воинов», подписанная командующим войсками Сибирского военного округа генералом-полковником Пуховым 19 ноября 1956 г.

В Указе Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении звания заслуженной артистки отмечается большая общественная работа М. А. Генераловой и как профсоюзного организатора, и как представителя краевой организации Всероссийского театрального общества, и как депутата городского Совета депутатов трудящихся (1947, 1959, 1961 гг.), и как общественного наставника самодеятельных театральных коллективов.

На зрительской конференции, которую театр проводил в январе 1957 г., прозвучали благодарные слова учащихся механического техникума:

«Над драмкружком нашего техникума долго шефствовала Мара Агеевна Генералова, заслуженная артистка РСФСР. Мы до сих пор вспоминаем об этом времени. Тогда наш кружок хорошо работал, ставил интересные пьесы. Актриса помогала нам вникнуть в образы, правильно их воспроизвести» («Бийский рабочий», 27 января 1957 г.).

О том, что и в дальнейшем известная актриса и очень занятой человек продолжала помогать любительским коллективам, говорит письмо-записка, сохранившаяся в архиве Мары Агеевны:

«Я работаю на фабрике. Мы хотим организовать драматический кружок. Обращаюсь к вам с просьбой – напишите мне правильный ход репетиции. С чего начинать? Почему обращаюсь к Вам? Я Вас много раз видела на сцене. Мне очень нравится, как Вы играете, и почему-то чувствую, что Вы мне поможете. Нина Балабанова, 14 декабря 1958 года».

В 1958 г. М. А. Генералова принимала участие в работе Всесоюзной театральной конференции, проходившей в Колонном зале Дома Союзов в Москве, на которой выступали режиссеры Ю. Завадский, Р. Симонов, а также прославленные артисты и драматурги. Сохранилась запись актрисы с важными и ценными идеями дальнейшего развития родного театра.

В 1958–1959 гг. при Бийском театре была создана студия для талантливой молодежи. Занятия велись по всем театральным дисциплинам, а студийцы были окружены заботой и вниманием коллектива театра. Выпускникам студии: JI. Ростовцеву, В. Пинчуку, А. Казиной, Г. Малининой, А. Душкину, С. Вороновой, В. Горбуновой и многим другим посчастливилось сыграть с Марой Агеевной Генераловой в спектаклях: «Не все коту масленица», «В поисках радости», «Клоп», «Соседи по квартире», «Оптимистическая трагедия». Это была настоящая актерская школа. Бывший студиец Роберт Ворошилов впоследствии стал ведущим актером и директором Бийского театра.

Кроме артистического таланта, бывшие коллеги Мары Агеевны (актриса Ю. В. Соловьева, артистка балетной группы музыкально-драматического театра в 1960–1964 гг. Г. И. Скоробогатова, учащаяся студии при Бийском драмтеатре в 1958 г., ныне заслуженный работник культуры РСФСР Г. А. Малинина и др.) отмечают ее педагогический талант, заботу и материнскую любовь к артистической молодежи. Это ценили в ней и многие режиссеры, и алтайские драматурги, в частности, Иван Кожевников, чью пьесу «После свадьбы» Бийский театр поставил в 1958 г. На программке спектакля, подаренной автором Маре Агеевне, сохранилась надпись: «Преклоняюсь и пред талантом Вашим, и пред простыми и чистыми человеческими качествами Вашими», 10 апреля 1958 года, И. Кожевников.

В 1960 г., в трудное время для Бийского театра в связи с реорганизацией его в Краевой музыкально-драматический театр, были уволены лучшие артисты: А. Пашков, А. Кондрат, И. С. Андросенко и другие, была угроза роспуска всей драматической труппы. М. А. Генералова, гостившая летом у родственников в Москве, побывала в Центральном Комитете профсоюзов работников культуры, отстаивая необходимость драматического искусства в г. Бийске, добиваясь восстановления своих коллег. Сейчас уже представляется невозможным описать обстоятельства этих походов в высшие инстанции, но справедливость восторжествовала. Драматическая труппа продолжала успешно работать, и поэтому после отъезда краевой оперетты в Барнаул Бийский театр не погиб, а продолжал творить и радовать своих зрителей.

Несомненно, именно авторитет М. А. Генераловой при постоянной смене главных режиссеров и директоров, происходившей в то время во всех провинциальных театрах, позволил сохранить основной костяк труппы, состоящей из самых талантливых и преданных Бийскому театру актеров: Клары Кайгородцевой, Марка Хасмана, Бориса Терехова, Александра Пашкова, Антонины Кондрат, Ильи Андросенко, Николая Пешехонова, Зинаиды Гранко, Германа Петрова, Виктора Шалагина, Зинаиды Матвиеенко, а также замечательного художника и актера Германа Быкова и режиссеров Г. К. Томилина и М. Г. Левантовского.

21 октября 1961  г. в г. Бийске состоялся творческий вечер Мары Агеевны. В последний раз она выступала в оперетте «Сильва». К этому вечеру готовился весь коллектив театра: любимая артистка уходила на пенсию. Но творческая деятельность Мары Агеевны продолжилась и в 1962–1965 гг. По приглашению дирекции театра она играла свои «классические» роли в различных постановках, таких как «Чужой ребенок» В. Шкваркина и др.

Являясь членом совета пенсионеров культуры города, М. А. Генералова в 1968 г. выполняла важное задание совета – «осуществлять повседневный контроль за ремонтом драматического театра». Это было очень нелегкое поручение. Здание театра находилось на ремонте с января 1966 г. Велась сложная работа по надстройке сценической коробки и модернизации механики сцены. И, несмотря на то, что не сохранились для истории протоколы заседаний совета ветеранов работников культуры, можно быть уверенным в том, что в сегодняшнем облике театра, несомненно, есть частица принципиальности и заботы Мары Агеевны.

Заботой о молодежи, верой в новые поколения бийчан проникнуто обращение «Возьми сокровища» заслуженной артистки РСФСР к молодежи, опубликованное в газете «Бийский рабочий» за 10 декабря 1969 г.

В марте 1969 г. в составе Бийского драматического театра Мара Агеевна Генералова вышла к своим любимым зрителям в г. Камне-на-Оби, где когда-то, в далеком 1938 г., начала свой творческий путь. В спектакле «Из рода в род» по пьесе В. Любимова, посвященной 50-летию ВЛКСМ, Мара Агеевна сыграла роль врача-хирурга Варвары Дмитриевны Крыловой. В зале сидели зрители, видевшие артистку в ее первых ролях. Неизвестно, какой вспомнилась каждому из них Генералова, но многие плакали, когда после закрытия занавеса каменцы чествовали свою землячку. Растроганы были зрители, когда узнали, что уже несколько лет Мара Агеевна на пенсии и что только вот из-за этой желанной встречи с каменцами она взяла роль в этом спектакле. На программке к спектаклю «Из рода в род» красными чернилами сделана надпись: «Дорогая Мара Агеевна! Весь коллектив горячо благодарит Вас за оказанную честь участвовать в нашем спектакле и поздравляет Вас с премьерой! Это была действительно героическая премьера! С уважением:       (подписи) Андросенко, Пашков, Кондрат, Гранко, Соловьева, Матвиенко, Шалагин…. 29 марта 1969 года, г. Камень».

В 1971 г. приказом № 163 от 18.11.1971 г. Мара Агеевна Генералова вместе с заслуженным артистом РСФСР Александром Ивановичем Пашковым была включена в состав комиссии смотра творческой молодежи Бийского драматического театра, и ее голос, ее дар педагога, ее преданность бийской сцене оказали определенное влияние на становление новых поколений артистов.

Умерла Мара Агеевна Генералова в 1976 г., похоронена на Зареченском кладбище.

Бийским отделением Демидовского фонда учреждена первая в крае театральная премия имени Мары Агеевны Генераловой, которая вручается за особый вклад в развитие театрального искусства работникам театра, в том числе и молодым артистам.

Н. А. Шарабарина

Литература

*Генералова М. А. Слово о женщине // Бийский рабочий. 1961. 8 марта.

*Друзь А. Жизнь – горение // Бийский рабочий. 1961. 21 окт.

*Пырьев А. Рожденная для сцены // Строитель коммунизма. Камень-на-Оби», 1969. 22 марта.

Генералова М. А. Возьми сокровища // Бийский рабочий. 1969. 10 дек.

Прибытков Г. Город, в котором живу. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1996. 130 с.: ил. – Из содерж.: [М. А. Генералова]. С. 28–29.: портр.

Мельникова Т. П. Генералова Мара Агеевна // Галерея славных людей города Бийска. Бийск, 2000. Вып. 2. С. 14–15: ил.

Алейников М. В. Генералова Мара Агеевна (1900–1976) // Бийск: энциклопедия. Бийск, 2009. С. 68: портр.

Шарабарина Н. Актриса: 110 лет со дня рождения М. А. Генераловой (1900–1976 гг.) // Бийский вестник. 2010. № 4. С. 143–148.

Дмитриева Н. Последний поклон великой актрисы // Бийский рабочий. 2010. 1 янв. С. 2, 7: фот.

Дмитриева Н. Театральный роман // Там же. 29 янв. С. 7: фот.

Шарабарина Н. Легендарная Мара Андреевна… // Наш Бийск. 2010. 5 февр. С. 3: фот.

Шарабарина Н. Бийск пишет историю театра // Культура Алтайского края. 2011. № 1. С. 41: фот.

О картинах художника С. Е. Казакова из коллекции М. А. Генераловой.

Документальные источники

Бийский городской драматический театр.

Личный листок по учету кадров Генераловой М. А.; Книги приказов по Бийскому городскому драматическому театру за 1951–1971 гг.; Список вещей из квартиры Генераловых Мары Агеевны и Лидии Васильевны, переданные Перетягиной А. Ф. по разрешению Валового Д. В. в дар музею Бийского драматического театра.

Письма В. П. Генералова, B. C. Фотиева (режиссера театра в 1956–1958 гг.), фотографии, документы из архива М. А. Генераловой.

Источник информации: Алтайский край. 2015 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2014. С. 13-17.