Кац Емельян Михайлович (1919–1985)

8 июня 1919 г. родился основатель школы скрипичного мастерства в Алтайском крае, заслуженный работник культуры РСФСР Емельян Михайлович Кац.

Содержание любого дела, тем более – творческого, определяет Личность, Имя, Человек. Его характер, талант, темперамент, энергия, профессионализм.
Деятельность Е. М. Каца в Алтайском крае не только масштабна, но и многогранна. Помимо педагогической работы он – прежде всего музыкант, солист, ансамблист, артист оркестра филармонии, руководитель и дирижер студенческого оркестра струнных инструментов. В дополнение к исполнительской деятельности следует отметить его выдающиеся организаторские способности, просветительскую работу.
Родился Е. М. Кац в Одессе 8 июня 1919 г. В 6 лет поступил в специальную музыкальную школу-десятилетку в класс П. Столярского, легендарного педагога, основоположника методики обучения игре на скрипке. Следующим этапом обучения стала Одесская консерватория, студентом которой Е. М. Кац был призван в армию в 1939 г. Вернуться в консерваторию после службы не удалось – началась Великая Отечественная война, которую он прошел от первой минуты до победного салюта, был награжден орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы».
В 1945 г. служба Е. М. Каца не закончилась. Часть, в которой он служил, была отправлена на Дальний Восток для участия в боевых действиях в войне с Японией. Казалось, что вся дальнейшая судьба Е. М. Каца будет связана с армией. Капитан, перспективный военный, направленный командованием на учебу в Московскую военную академию, он мог добиться немалых успехов в военной карьере. Встреча в Одессе с преподавателем консерватории, профессором Д. Л. Лемберским изменила его жизнь.
По совету педагога и его настоятельным рекомендациям Е. М. Кац возобновил после 10-летнего перерыва занятия музыкой, а в 1950 г. поступил в Кишиневскую консерваторию. Будучи студентом консерватории, получал самые высокие отзывы и лестные оценки от слушателей, педагогов, журналистов.
После окончания консерватории были приглашения в Одесский симфонический оркестр, симфонический оркестр Е. Мравинского в Ленинграде, оркестры Свердловска и других городов, но 35-летний Е. М. Кац выбирает работу в молодом коллективе – симфоническом оркестре Алтайской государственной филармонии и в 1954 г. переезжает с семьей в Барнаул. Вскоре Емельян Михайлович становится ведущим специалистом – скрипачом, непререкаемым авторитетом для музыкантов, одним из организаторов насыщенной музыкальной жизни края.
С симфоническим оркестром краевой филармонии Е. М. Кац много гастролировал по Алтайскому краю и Сибирскому региону.
Традиции скрипичного дела, которые сложились на Алтае, были заложены Е. М. Кацем. Он создал и в течение 25 лет возглавлял струнное отделение Алтайского государственного музыкального училища (ныне – Алтайский государственный музыкальный колледж), поэтому и сегодня в крае – сильная скрипичная школа, утвердилась система занятий в классе, когда старшие помогают младшим, воспитывается единство коллектива струнников.
Сегодня большая часть педагогического коллектива Алтайского государственного музыкального колледжа (АлтГМК) помнит Емельяна Михайловича, в колледже работает его ученик Э. Р. Лейкам. Все, кто лично знал Е. М. Каца, отмечали его потрясающую эрудицию, знание скрипичной литературы, десятков вариантов интерпретаций произведений, историю создания музыки и т. д. Емельяна Михайловича вспоминают как человека удивительной самоорганизации: каждый его день был расписан по минутам, при этом он четко, размеренно, без спешки выполнял все намеченное.
Настоящий интеллигент во всем, что касалось общения с коллегами, студентами, Е. М. Кац умел сохранить индивидуальность каждого своего ученика, при этом был требовательным и строгим.
Как исполнитель Е. М. Кац запомнился проникновенной интонацией, выразительностью игры, захватывающей слушателей.
В АлтГМК чтят и помнят Е. М. Каца как выдающегося музыканта. Фонотека и нотная библиотека, переданные в дар колледжу, до сих пор служат студентам.
Е. М. Кац обладал уникальным профессионализмом, ярко и интересно читал историю скрипичного искусства, мог дать профессиональный совет педагогу любой специальности. Ораторские способности, умение интересно подать материал, заставить слушателей затаить дыхание – все это реализовалось в его большой просветительской работе. Он создал в Барнауле самодеятельный камерный оркестр при Дворце культуры меланжевого комбината, оркестр и ансамбль скрипачей музыкального училища. Творчество коллективов было востребовано и получало позитивные отзывы.
Еще одна линия, которой следовал Е. М. Кац, – публицистика: статьи, рецензии на выступления музыкантов, отзывы на концерты, материалы, посвященные памятным датам. Яркий образный язык, содержательность, глубина, емкость мысли, детальный анализ отличали его тексты.
Программы концертов, организованных Е. М. Кацем, собирали полные залы, поскольку музыка, которая звучала, была зачастую впервые исполнена в Барнауле. Оркестр под его управлением выступал с детскими хоровыми коллективами детских школ искусств № 3 и 4, с хором и солистами-инструменталистами музыкального училища. Ежегодно струнный оркестр музыкального училища выступал с отчетными концертами в Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки.
В 1979 г. Е. М. Кац получил звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». Деятельность музыканта и педагога отмечена благодарственными письмами, почетными грамотами, дипломами, памятными медалями. Умер Е. М. Кац 12 марта 1985 г.
Музыкальные традиции продолжили дети, внуки и правнуки Емельяна Михайловича. Вместе с женой Клавдией Фоминичной они воспитали двух дочерей – Светлану и Аллу. Обе – выпускницы Барнаульского музыкального училища и Новосибирской государственной консерватории по классу фортепиано.
Светлана Емельяновна Клюева преподает в АлтГМК на отделении специального фортепиано, Алла Емельяновна Василевская работает в школе искусств в Санкт-Петербурге.
Дочь Аллы – Анна Василевская, скрипачка, лауреат международных конкурсов, работает артисткой оркестра. В 2001 г. Анна Василевская участвовала в мероприятиях, открывающих конкурс им. Е. М. Каца, в качестве члена жюри.
Правнуки Е. М. Каца тоже занимаются музыкой. Дети Анны Василевской, Илья и Евгений Барсуковы, учатся в музыкальной школе Санкт-Петербурга по классу фортепиано, внуки Светланы Емельяновны, Алина и Мирослав, учатся в детской музыкальной школе АлтГМК.
С 2001 г. в Барнауле проводится открытый конкурс скрипачей и виолончелистов, получивший имя Е. М. Каца. Конкурс имеет высокий уровень качества подготовки выступающих, курируется преподавателями Новосибирской консерватории им. М. И. Глинки. Пресс-центр конкурса готовит материалы о Е. М. Каце в виде воспоминаний его коллег, отзывов о работе и личности мастера.
В 2019 г. по случаю 100-летия со дня рождения Е. М. Каца запланировано проведение открытого краевого конкурса скрипачей и виолончелистов, а также концерта памяти Е. М. Каца с участием Анны Василевской.

С. И. Прокофьева

Литература
(с 2008 г.)

Нестерова С. В. 90 лет со дня рождения заслуженного работника культуры РСФСР, педагога, солиста, дирижера Е. М. Каца (1919–1985) // Барнаульский хронограф, 2009 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2008. С. 22–25: фот. Библиогр.: с. 25 (8 назв.).
Корниенко В. К. Личный фонд музыканта и педагога Емельяна Михайловича Каца (1919–1985) // Путеводитель по фондам и собраниям государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Барнаул, 2009. С. 141–142.
Нестерова С. В. Кац Емельян Михайлович // Музыкальная энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 2011. С. 187–188: портр.
Попова М. В. Открытый краевой конкурс скрипачей, альтистов, виолончелистов им. Е. М. Каца // Там же. Барнаул. С. 277.