Танкист с картины В. В. Волкова «Минск, 3 июля 1944 года»

В. В. Волков. Минск, 3 июля 1944 года.

Грандиозное полотно Валентина Викторовича Волкова (1881–1964) «Минск, 3 июля 1944 года» уже десять лет украшает постоянную экспозицию Национального художественного музея Республики Беларусь. А до этого почти 30 лет картина размером 5 на 3 метра, намотанная на барабан, томилась в запасниках. «3 июля» – не только самая внушительная по размерам работа в экспозиции музея, но и самая обсуждаемая.

Известно, что еще в марте 1945 г. В. В. Волков заключил соглашение на создание полотна для фойе зала заседаний Дома Советов, что во многом обусловило размеры и формат произведения.

Художник работал над картиной около 10 лет, создал более 220 подготовительных рисунков, 11 эскизов композиции, около 50 этюдов.

В. В. Волков – художник академической русской школы живописи ни на шаг не отошел от профессиональных канонов. К примеру, загрунтовал холст для картины так, что ей практически не понадобилась реставрация после десятков лет на барабане. Еще одно правило, выученное им во время учебы в Петербургской академии искусств – все персонажи должны быть написаны с натуры. А на полотне их больше 200. Сотрудники музея вспоминают, что в 1970-е годы, когда «3 июля» было в экспозиции, в музей приходили люди, которые в 1945-м г. позировали художнику. Но тогда их имена не догадались записать.

Алексей Иванович Комлев

Несколько лет назад газета «Комсомольская правда в Белоруссии» написала о картине. Тогда удалось найти несколько человек, послуживших моделями для В. В. Волкова, главного танкиста никто не вспомнил. И вот в 2015 г. в редакцию газеты пришло письмо: «Танкиста, стоящего на башне танка, художник рисовал с моего отца Алексея Ивановича Комлева».

– Отец родился на Алтае. Когда началась война, ему было 15 лет, – рассказал Юрий Комлев. – В армию его призвали, когда ему не было 18 лет, на фронт попал в 1944-м, освобождал Польшу. А после войны дослуживал в танковой части под Минском.

Выходит, позировал художнику 19-летний сибиряк. Вернее, начинал позировать. Ведь писалась картина до 1955 г., а Алексей Комлев демобилизовался в 1950 г. и больше в Беларуси и Минске никогда не был. Уехал на Алтай, окончил вечернюю школу, потом сельскохозяйственный институт и 14 лет был председателем колхоза в родном алтайском селе. Кстати, женился бравый танкист на белоруске, родители которой были переселены на Алтай во время третьей волны столыпинского переселения в 1911 г.

Готовое полотно А. И. Комлев так и не увидел. Видел только его репродукции и фотографии. Зато сыновьям Алексей Иванович много рассказывал о том, как писалась картина. Валентин Волков сам приезжал в часть выбирать натурщика. И когда остановился на командире танка Алексее Комлеве, того стали отпускать из части в мастерскую художника. Бывал он и дома у Валентина Викторовича. А вот танк живописец рисовал в самой части.

Кстати, Комлев вспоминал, что долгие часы позировал с букетом, в руках. А на картине танкист держит автомат. Оказывается, споров о том, что должен держать освободитель, было немало. В результате Волков остановился на автомате, ведь война не была еще закончена.

Танкист с картины, Алексей Иванович Комлев, прожил долгую жизнь и умер в 2011 г. в 85 лет. А на картине художника Валентина Волкова ему всегда будет 19.

 

Источник: Белохвостик Н. «Танкист на картине – мой отец»  // Вперед. Тюменцево, 2015. 23 мая: фот.