Железнодорожный район г. Барнаула

Проспект Красноармейский, 1980-е гг.

Железнодорожный район Барнаула был создан постановлением президиума Барнаульского горсовета № 118 от 7 февраля 1938 г. «О создании районов в городе Барнауле».

Площадь Железнодорожного района около 16 тыс. кв. км, численность населения более 116 тыс. Общая протяженность всех 120 улиц Железнодорожного района равна 142 км. Есть уютные и милые улочки, где соседи в домах знают друг друга, а есть и крупные проспекты, которые ярко представляют центр Барнаула: проспекты Ленина, Строителей, Социалистический, Красноармейский, Павловский тракт, улицы А. Матросова, А. Юрина, Северо-Западная, Брестская, Молодежная. В одном из старейших районов Барнаула сконцентрирован комплекс культурных и образовательных учреждений, а также крупных бизнес-центров.

Сейчас район является многофункциональным узлом краевой столицы, хотя изначально формировался как промышленный. К 1915 г. была построена Алтайская железная дорога, которая связала города Новониколаевск (ныне – Новосибирск), Барнаул и Семипалатинск. Барнаул в связи с этим получил возможность использования новых ресурсов для стремительного развития. С появление железной дороги началось строительство железнодорожного вокзала, паровозного депо, мастерских и пристанционных службы, был возведен мост через р. Обь.

Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. из городов Одессы и Москвы в Барнаул были эвакуированы предприятия, которые со временем переросли в крупные промышленно-хозяйственные комплексы: Барнаульский завод механических прессов, Барнаульский завод геофизической аппаратуры, Барнаульский химический завод, Барнаульский радиозавод и др. Железнодорожный район развивался не только в промышленном направлении, он постепенно становился культурным и образовательным центром столицы.

В Железнодорожном районе располагается ряд ведущих высших учебных заведений Алтайского края. Среди них – Алтайский государственный аграрный университет (прежде – Алтайский сельскохозяйственный институт), работа которого началась с организации всего двух факультетов – агрономического и зоотехнического; Алтайская государственная педагогическая академия, прежде – Барнаульский учительский институт, затем Барнаульский государственный педагогический институт.

В районе строились многоквартирные дома. В 1929 г. была открыта первая автобусная линия «Базар–Вокзал», соединившая пл. Свободы с железнодорожным вокзалом по пр. Социалистическому. Перевозка людей по другому маршруту – «Нагорная часть–Базар–Вокзал» – началась в 1937 г.

На территории района находятся выставочный зал Союза художников Алтая, Алтайский краевой театр драмы им. В. М. Шукшина, Дворец культуры «Сибэнергомаш». К числу наиболее популярных и значимых объектов культуры добавились реконструированный киноконцертный развлекательный комплекс «Мир», парк аттракционов «Барнаульская крепость», памятник В. С. Высоцкому (установлен в сентябре 2002 г. напротив главного корпуса Алтайского государственной педагогической академии). Кстати, В. С. Высоцкий в 1964 г. во время выступления с концертами месяц жил в Барнауле, останавливался в одной из городских гостиниц на пр. Социалистическом. До 1916 г. этот проспект носил название Соборного переулка. Будущий проспект был одной из первых улиц, появившихся в Барнауле.

Мемориал Славы, конец 1970-х гг.

Одним из значимых мест Железнодорожного района является мемориальный комплекс, посвященный воинам Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. На том месте, где сейчас находится мемориальный комплекс, 70 лет назад стояло деревянное двухэтажное здание Клуба железнодорожников. Вокруг располагался парк, где собирались наши земляки перед отправкой на фронт. Именно на этом месте по предложению председателя горисполкома было решено возвести памятник барнаульцам, не вернувшимся с войны. С установкой скульптуры «Прощание» началось строительство целого мемориального комплекса.

Железнодорожный район находится в процессе постоянного развития: каждый год появляются новые дома, реставрируются старые здания, открываются новые предприятия и создаются рабочие места. Например, с начала 2012 г. открыто 31 предприятие потребительского рынка, создано 193 новых рабочих места. На территории района отремонтировано 52 двора многоэтажных домов, произведен ремонт крыш на 12 домах, у 26 домов поправили фасады. Сейчас ремонтные работы в Железнодорожном районе продолжаются. Не прекращается процесс газификации Червонного и Локомотивного микрорайонов от газопровода высокого давления по ул. Смирнова. В общем, Железнодорожный район Барнаула, образованный 75 лет назад, с успехом продолжает поддерживать и укреплять свою позицию ключевой территории краевой столицы.

К. В. Бажина

Литература

Воронков А. Район развития и созидания / интервьюер Т. Кочетыгова // Вечерний Барнаул. 2008. 16 февр. C. 4 : фото.

Беседа с главой администрации Железнодорожного района Барнаула А. Воронковым.

Касьянова Р. Все началось с железной дороги // Вечерний Барнаул. 2008. 16 февр. C. 5 : фото.

Из истории Железнодорожного района Барнаула.

Звягинцев М. Н. «Моя хата с краю» это точно не о Железнодорожном районе / интервьюер Я. Махначев // Вечерний Барнаул. 2011. 20 авг. С.8 : фото. цв. (Район2011 в цифрах).

Беседа с главой Железнодорожного района г. Барнаула М. Н. Звягинцевым.

Звягинцев М. Н. «Мы открыты для людей» / интервьюер Я. Махначев // Вечерний Барнаул.2012. 28 янв. C. 8 : фото цв.

Беседа с главой администрации Железнодорожного района Барнаула М. Н. Звягинцевым.


Источник информации: Барнаульский хронограф. 2013 г.: календарь знаменательных и памятных дат. Барнаул, 2012.