Ревневское месторождение
1789 г. — открытие Ревневского месторождения в Змеиногорском районе
«Среди всех алтайских яшм наибольшей славой пользуется ревневский камень по красоте рисунка, грандиозности своих монолитов и по высоким техническим свойствам»
А. Е. Ферсман
На герб Алтайского края помещено изображение колыванской «Царицы ваз», символизирующее достоинство, храбрость и мужество. Выполнена эта ваза (размеры: чаша – 506х324 см, высота – 258 см, вес – 19 т 600 кг) из зелено-волнистой яшмы Ревневского месторождения, что расположено в Змеиногорском районе Алтайского края.
Открывая Ревневское месторождения, штейгер Кузинский вряд ли предполагал, что оставит свое имя на многие сотни лет в истории, а добываемая там яшма в виде удивительных изделий разъедется по всему миру. Ревневская каменоломня была открыта в 1789 г. в 50 км к югу от Колывани на высоте 1110 м в ущелье реки Луговушка. Склоны покрыты таежным лесом, состоящим из хвойных и лиственных деревьев.
В 1771 г. П. Паллас писал: «…Видны к востоку в не весьма великом расстоянии сопки высокой горы, которая по причине великого множества растущего там рапонтика (маралий корень) Ревенновой сопкою называется, которая и со Змеевой горы, даже еще с дальнейшего расстояния видима: потому, что она с Синею сопкою наивеличайшая есть гора меньшего Алтайского хребта внутри границы».
Гора Ревнюха представляет собой огромный выход зелено-волнистой яшмы, которая делится на два отличия: собственно зелено-волнистая, где светлые и зеленоватые извилистые полоски идут более или менее параллельно, и парчовая, в которой светлый и зеленый цвета перепутаны и создают причудливый рисунок. Слои ее перемяты, раздроблены и снова спаяны воедино кремнистым веществом. Кажется, что в этом камне отразились все волнения земной коры за последние триста миллионов лет.
Академик А. Е. Ферсман писал о яшме: «…типичная яшма – это агрегат мельчайших кварцевых частиц, сцементированных кварцем и халцедоном». В отделке и полировке яшма очень красива и идет на крупные вещи, где раскрывает свое удивительное лицо. Обладая большой твердостью (по шкале твердости Мооса – 7), яшма в то же время хрупка и не переносит ударов. Горный начальник Алтайских заводов полковник Соколовский писал об умении колыванских камнерезов работать с этой капризной породой: «…здешние мастера привыкли уже к обработке этой породы и знают все приемы, как должно обращаться с нею без вреда камню…». Ценность камня определил первый управляющий Колыванской шлифовальной фабрикой Ф. В. Стрижков: «Я, со своей стороны, лучше и достойнее в своем виде камня не вижу зелено-волнистой ревневской яшмы, как по величине штук, так и по офигурованному ее виду…». Каждый раз, когда мастер делает распил камня, он любуется фантастическими рисунками заложенными матушкой природой – причудливые горы, морские прибои, загадочные звери.
С 1805 г. колыванские мастера начинают работу с зелено-волнистой яшмой. По чертежам великих архитекторов: А. Н. Воронихина, А. И. Мельникова, К. Росси, К. Кварнеги колыванцы делали вазы, чаши из яшмы. Вазу из ревневской яшмы можно увидеть в Парижской ратуше – это подарок Александра III городу Парижу, высота вазы 292 см. Саркофаг Александра II в Петропавловском соборе так же изготовлен из зеленой яшмы. Восемь монолитных колонн в залах Нового Эрмитажа. Две колоссальные овальные чаши в холле Эрмитажа, одна из них, изготовленная в 1819 г., была предшественницей Царицы ваз. Чаша была исполнена по рисунку Д. Кваренги. Прибытие вазы в Санкт-Петербург отметил Г. Спасский: «Хотя некоторые чаши и вазы, привезенные с Сибирских гранильных фабрик в Санкт-Петербург, по изящности и по красоте своих форм, могут равняться с сею новою чашею и даже превосходить ее; но, ни одна из них столько не доказывает, ни богатства Сибирской натуры, ни смелой предприимчивости Русских мастеров».
Николай II преподнес из яшмы вазу американским банкирам. Сейчас ее можно увидеть в фондовой бирже Нью-Йорка. Во дворце Мира в Гааге «яшмовая ваза» красуется с 1913 г. Самая большая чаша – «Царица ваз» украшает один из залов Эрмитажа, а гора Ревнюха стала ей колыбелью.
В 1819 г. унтер-шихтмейстер И. С. Колычев, занимаясь по распоряжению Колывано-Воскресенского горного начальства добычею камней для приготовления по требованию Кабинета его превосходительства колонн, обнаружил в стенке так называемого яшмового шпиля Ревневской каменоломни глыбу зелено-волнистой яшмы, длиною до 14 аршин. Долгие годы камень обрабатывали на месторождении – придавая камню овальную форму для будущей чаши, перенесли на Колыванскую шлифовальную фабрику, где до 1843 г. мастера день и ночь трудились над созданием неповторимого шедевра. С величайшим трудом осуществили доставку вазы в Санкт-Петербург. И только 5 ноября 1849 г. чашу установили в Эрмитаже в зале большой вазы, где она начала особенную жизнь – музейную, а тысячи посетителей ежедневно удивляются и восхищаются небывалой красотой и размерами вазы.
И хотя все изделия шлифовальной фабрики покинули Колывань, память о них, память о мастерах, трудившихся над изготовлением этих уникальных произведений камнерезного искусства, продолжает жить и бережно хранится в Колыванском музее истории камнерезного дела на Алтае.
Колыванские камнерезы 21 века продолжают традиции своих дедов. В скверах Барнаула, Змеиногорска, Рубцовска, Киева, Москвы, Санкт-Петербурга можно увидеть колыванские вазы из яшмы. Мастера завода делают из яшмы сувениры: вазочки, шкатулки, письменные приборы, картины в технике флорентийской мозаики.
В 2014 г. исполнилось 225 лет со времени открытия ревневского месторождения, где окруженные пихтовым лесом зеленоватые камни устилают дно звонкого ручейка, а причудливые нагромождения камней волнуют мысли художников. На медной табличке можно прочитать: «От этой скалы в 1829 г. была отколота глыба ревневской яшмы, из которой изготовлена знаменитая «Царь-ваза» находящаяся ныне в Эрмитаже. В 1983 г. это место найдено и охраняется школьниками-краеведами села Барановка».
Источник информации: Алтайский край. 2014 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2013. С. 104-106 (текст в формате pdf).
Подробнее о камнерезном искусстве Алтая и изделиях фабрики смотрите в материалах коллекции «И в камне открылась душа…» в Электронной библиотеке АКУНБ.
Викторина «Камнерезное искусство Алтая«.