Аламбай, станция (Заринский район)

В архивных документах станция Аламбай упоминается с 1959 г. (из книги Ю. С. Булыгина «Список населенных пунктов Алтайского края»).

Слово Аламбай — тюркское. Большинство жителей села переводят его как «богатый мужчина». Образование поселка Аламбай связано со строительством железной дороги и леспромхоза.

В декабре 1940 г., в целях соединения Кузбасского угольного бассейна с Уралом и центром России более коротким путем и для разгрузки транссибирской магистрали, началось строительство линии Алтай – Кузбасс. Начавшаяся война прервала строительство, уложенный путь протяженностью 61 км был разобран, а материалы были отправлены на военные нужды страны. В 1946 г. возобновились работы по устройству земляного полотна и укладке пути. Строительство велось в очень сложных климатических и рельефных условиях горно-таежной местности Салаирского кряжа круглый год с преобладанием ручного труда.

26 ноября 1951 г. на 165 км строители встретились, произошло соединение пути и с 27 ноября открыто сквозное движение рабочих поездов на всем протяжении от Алтайской до Артышты II с паровозной тягой. За время строительства было построено более 170 искусственных сооружений, в том числе тоннель на перегоне Тягун-Аламбай, большой металлический мост через р. Чумыш, открыто 17 станций и разъездов, построено паровозное депо по ст. Тягун.

1 февраля 1953 г. линия Алтайская — Артышта II была сдана в постоянную эксплуатацию. Первым путейцам дистанции пришлось решать сложнейшие задачи по обеспечению безопасности движения поездов в тот период. В эксплуатационных условиях устранялись крупные недоделки строителей, принимались меры по лечению земляного полотна и укреплению откосов насыпей и выемок. Из-за их неустойчивости и осадок неоднократно прерывалось движение поездов, вводились длительные ограничения скорости до 5-15 км/час. Практически эти работы ведутся по настоящее время, примером может послужить выемка на 163 км. С 23 сентября 1963 г. линия была переведена на электрическую тягу.

В 1949 г. вследствие объединения сырьевой базы распродается Южаковский леспромхоз в Новосибирской области, потому что обеднела сырьевая база. В Аламбай приезжают 30 человек в командировку на своих машинах, со своей техникой и открывают лесоучасток под руководством Луки Савельевича Цепелева. Возле железнодорожного переезда стояли тогда четыре домика, где жили путейцы.

Лесозаготовители выкупили для себя один домик и начали готовить площадку для основного десанта. На тринадцатом квартале проживало несколько семей. Там пустовал барак, который они отремонтировали для себя. Лесник Габов отвел южаковцам деляну в непроходимой тайге, где трава выше человеческого роста.

По окончании командировки бригада уехала. В 1950 г. приезжает комсомольско-молодежная бригада, примерно 50 человек, и начинается строительство леспромхоза. Первым домом стала контора, вокруг которой расчищалась площадка. Вместо домов в одну линию стояли двухосные деревянные вагоны, теперь это улица Титова. Первые переселенцы жили в вагонах, где стояли железные печки и по утрам было неимоверно холодно. Лес постепенно вырубался, шел на строительство домов. На месте выкорчевки разрабатывались огороды.

В 1952 г. в Аламбай приехала семья Екатерины Владимировны Поповой, которая впоследствии стала председателем сельского Совета. Аламбай трудно было назвать селом или даже поселком. Это была расчищенная от деревьев площадка, на которой стояли маленькие дома, похожие на скворечники. Кругом были высокие пни и огромные деревья. Несмотря на это, в деревне было два магазина: леспромхозовский и гареновский. Работали школа, садик, больница, леспромхозовская контора — небольшое, деревянное здание. Здесь же, возле переезда располагались еще 3-4 барака, в каждом 22 комнаты, пекарня, школа механизаторов, где выпускали механиков, десятников и трактористов. Село освещалось в основном от местных электродвижков. Но постоянно свет был только на улице Ленина, ночью она освещалась до самого вокзала.

Жизнь в поселке постепенно налаживалась. Вскоре дети пошли в недостроенную семилетнюю школу, полностью в эксплуатацию она была сдана в 1953 г. В 1953-1954 гг. в село стали привозить финские домики. Позднее был построен деревянный клуб, который существовал до 1984 г., когда его заменил кирпичный Дом культуры. В 1968 г. вступила в строй новая двухэтажная школа, рассчитанная на 300 учеников. По сравнению со старой она казалась храмом науки.

Поселок стал большой, население составляло около 2000 человек. Главной улицей, как и сейчас, была улица Ленина. Сохранились до сих пор остатки улиц Алтайской, Привокзальной, Салаирской, Комсомольской, Аламбайской, Титова и других. Застроен был район Зеленой горы, улицы Победы, которой сейчас нет на карте Аламбая. Поселок тянулся дальше современных границ еще на километр по склонам горы в сторону Кемеровской области.

Отличительной чертой Аламбая 1970-80-х гг. было обилие молодежи. Молодые люди ехали сюда на заработки. Были в селе отдельные квартиры, которые выделяли под общежития для специалистов, работала поселковая гостиница. Старый сельсовет находился на месте сегодняшних развалин вино — водочного магазина. К нему от вокзала был проложен деревянный тротуар.

В настоящее время в Аламбае действуют ООО «Лесная компания», Аламбайский лесхоз. Из объектов соцкультбыта: общеобразовательная школа, детский сад, дом сестринского ухода, СДК, библиотека, пекарня, магазины. Всего в Аламбае проживает 502 человека (по данным на 1 января 2016 г.).