Барнаул — «маленький Петербург»
Барнаул – город-завод строился в XVIII — первой половине XIX в. по образу и подобию Санкт-Петербурга. Основные типологические черты, связывающие культуру Барнаула и подчинявшихся ему заводов со столичной культурой, заключаются в следующем:
– город строился планомерно как промышленный и культурный центр региона;
– планировка улиц — регулярная, параллельно-перпендикулярная, в отличие от общероссийского принципа градостроения — радиально-концентрического (первые улицы Барнаула: Олонская, Тобольская, Петропавловская назывались «линиями»);
– первый храм Барнаула носил имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, был построен в стиле барокко архитектором Д. П. Макуловым. плане имел вытянутый, латинизированный крест и по многим параметрам напоминал петербургский собор Петропавловской крепости;
– первые зодчие Барнаула учились в Петербурге: А. И. Молчанов работал на строительстве сооружений Дж. Кваренги, а Я. Н. Попов на протяжении семи лет учился у К. И. Росси, привезя на родину главный принцип россиевского творчества — формирование городского пространства через ансамблевые архитектурные комплексы, который воплотил в ансамблях Барнаульского завода, Петропавловской улицы, Соборной и Демидовской площадей;
– комплекс Демидовской площади, воплощающий в своем облике основные принципы русского классицизма, напоминал приезжим «уголок Петербурга»;
– обучение интеллигенции, технических работников и деятелей искусства (урожденных барнаульцев или жителей Алтая) в Санкт-Петербурге, в их числе губернатор П. К. Фролов, начальник Колывано-Воскресенских заводов Г. Качка, врач, член-корреспондент Академии наук П. И. Шангин, архитектор А. Д. Крячков;
– в Барнауле работали и служили многочисленные выходцы из петербургских средних и высших учебных заведений, впоследствии выдающиеся деятели науки, техники и искусства: художник-пейзажист В. П. Петров, первым зарисовавший заводы, горные выработки, быт и типажи жителей Алтая, академики Санкт-Петербургской академии художеств:
архитектор И. П. Петров (псевдоним Ропет), художник М. И. Мягков; изобретатель русского булата П. П. Аносов, внедривший несколько технических изобретений в металлургическом, золотопромывочном производстве на Алтае, а также организовавший две горно-разведочных партии;
– по эскизам К. И. Росси, Дж. Кваренги, В. П. Стасова на Колыванской камнерезно-шлифовальной фабрике изготовлялись вазы, камины, колонны, торшеры, столешницы для церквей и дворцов Петербурга, Павловска (в том числе знаменитая «Царица ваз», хранящаяся в Эрмитаже).
Источник: Культура Алтая. Барнаул, 2016. С.97-99.