Рублева Людмила Викторовна

Рублева Людмила ВикторовнаЛюдмила Викторовна Рублева, скульптор, член Союза художников России (1968), одна из ведущих художников-скульпторов Алтая, родилась 5 июня 1937 г. в Грозном. С детства любила рисовать, занималась скульптурой во Дворце пионеров, и ее работы экспонировались на выставках детского творчества, училась музыке, мечтая стать пианисткой, а также занималась гимнастикой и хореографией, была участницей и победительницей школьных спортивных соревнований. Все это в дальнейшем определило ее выбор профессии, помогало в работе, нашло отражение в творчестве. В своем интервью Л. B. Рублева вспоминала: «Я родилась в Грозном, и семья вскоре переехала на Сахалин. Через девять лет – снова Грозный. Затем по воле обстоятельств украинский город Борислав» (Алтайская правда. 1994. 15 янв.). В Бориславе в 1955 г. будущая художница окончила среднюю школу. В том же году поступила во Львовское училище прикладного и декоративного искусства. Ее учителями были скульпторы Е.Н. Телешева и И.М. Самотос, дававшие своим ученикам прекрасную профессиональную подготовку.

В 1960 г., после окончания училища, Л.В. Рублева вернулась в Грозный, где сначала работала в Чечено-Ингушском отделении художественного фонда РСФСР, а затем была художественным руководителем фабрики «Художник». В декабре 1962 г. Людмила Викторовна переехала в Барнаул. С августа 1963 г. она стала работать в Алтайском отделении художественного фонда РСФСР Большое влияние на молодую художницу оказала работа в 1964 г. на творческой даче им. Кардовского в Переславле-Залесском. Там Людмила Викторовна встретилась с художниками Л.Н. Николаевым, А.Г. Пологовой, С.А. Миренской, являвшимися приверженцами школы выдающегося скульптора А.Т. Матвеева. Эта поездка обогатила познания художницы в области профессионального мастерства, дополнила навыки, полученные во Львове.

Истории искусства известны немногие женщины, работавшие в области скульптуры. Ваяние – традиционно мужское занятие, ибо связано оно не только с полным напряжением духовных сил, но и с тяжелым физическим трудом. На Алтае Л.В. Рублева единственная женщина-скульптор. «Теперь даже не могу мыслить себя без глины, без дерева… Все это оживает в руках, превращаясь в задуманный образ… я люблю свою профессию, и люблю с каждым годом все сильнее и сильнее», – говорит художница.

Людмила Викторовна Рублева работает как в станковой, так и в монументальной скульптуре. В своем творчестве художница обращается к разным жанрам: портрету, скульптурной композиции, рельефу. В работе она использует глину, гипс, дерево, камень, металл. «Выбор материала диктуют натура, замысел. Мне очень нравится мрамор, требующий исключительной точности прикосновения», – рассказывает о своей работе Л.В. Рублева (Алтайская правда. 1994. 15 янв.).

Одна из ведущих тем в творчестве Людмилы Викторовны – тема детства. На своей персональной выставке 1975 г. художница сказала: «И еще в моем творчестве превалирует детская тема… Почему дети? Трудно сказать. Может, потому, что сама мать, а может, отдаю дань своему детству». «Света» (1964, известняк. ГХМАК), «Дашенька» (1966, дерево. ГХМАК), «Мальчик с цветком» (1969, дерево. ГХМАК), «Данилка» (1975, шамот. ГХМАК), «Грустная девочка» (1998, шамот. ГХМАК) – вот далеко не весь перечень детских портретов, выполненных Л.В. Рублевой. Все эти произведения проникнуты особым лиризмом, для каждого художница находит свой материал, создавая богатую игру светотени, отражая чистоту и непосредственность юных моделей.

Произведения J1.B. Рублевой «Солнышко» (1967, алюминий, чеканка), «Алтайская мадонна» (1991, дерево. ГХМАК) относятся к вечной и сокровенной теме материнства, которая также нашла отражение в творчестве художницы. Образы женщины и ребенка, передающие чувства теплоты и нежности, заботы и радости материнства, объединены единым волнообразным ритмом линий, исполнены особой музыкальности и поэзии.

Л.В. Рублеву всегда восхищали люди, обладающие сильным характером, способные бороться за свои идеи, умеющие мечтать. Поэтому неслучайно художница обратилась в своих произведениях к образам героев гражданской и Великой Отечественной войн, выдающихся ученых, живших на Алтае: например, портреты Ф. Колядо (1968, гипс тон.), Е. Мамонтова (1973, гипс тон.), Героя Советского Союза Ф. Фомина (1972, бетон), Героя Советского Союза В. Сухова (1974, гипс тон.), скульптура «Юность отца» (1975, дерево. ГХМАК), передающая образ отца Л.В. Рублевой, одного из организаторов комсомольского движения в Чечено-Ингушетии, портрет архивариуса Главного управления Алтайского округа краеведа Н.С. Гуляева (2002, шамот) и др.

Работая в области монументального искусства, Людмила Викторовна выполнила ряд памятников, находящихся на территории Алтайского края. Среди них памятник Федору Колядо в с. Баево, памятник погибшим воинам в 1941—1945 гг. в с. Гришино, мемориальный комплекс, посвященный погибшим воинам в р.ц. Мамонтово, фигура «Родина–мать» в с. Шадрино, бюсты И.Я. Шумакова в с. Барановка и Е.М. Мамонтова в с. Волчиха. Жителям Барнаула хорошо знакомы памятник публицисту, исследователю Сибири, археологу, этнографу Н.М. Ядринцеву, установленный в Нагорном парке, фигура алтайского героя-великана Сартакпая «Пробуждение», находящаяся на Горно-Алтайской улице города, и др.

«Восстановить внутренний мир людей из прошлого помогает история, фотодокументы, живые свидетели. Изучение требует, конечно, немало времени и терпения. Что же касается современников, то скульптору, как и любому другому, пищу дает общение», — говорит о своей работе художница (Алтайская правда. 1994. 15янв.). Являясь талантливым портретистом, JI.B. Рублева создала большую портретную галерею современников: «Тана Марчина» (1972, 1974, дерево), «Молодой чабан» (1972, дерево), «Учительница из Бичикту-Бома» (1973, гипс тон.), «Механизатор В. Марчин» (1973, гипс тон.), «Бортхирург Смирнов К.А.» (1974, дерево. ГХМАК) и др.

Если говорить о творчестве Л.B. Рублевой, то вспоминаются слова А. Бурделя о мастерстве скульптора: «Все искусства заключены в пластике. Скульптор должен быть архитектором, чтобы правильно построить свое произведение, живописцем, чтобы распределить свет и тени, он должен быть ювелиром, чтобы отчеканить детали». Эти слова воплотила в своих произведениях Людмила Викторовна. Работы художницы отличаются ясностью, выверенностью отношений, ее композиции свободно развернуты в пространстве, они органичны в соотношении масс и объемов. Нередко JI.B. Рублева работает без предварительных эскизов, что свидетельствует о зрелом мастерстве художницы. Произведения скульптора находятся в собраниях Музея искусств народов Востока, Государственного художественного музея Алтайского края, Алтайского государственного краеведческого музея, Павловской картинной галереи, Михайловской картинной галереи и в других музеях, галереях и частных собраниях России.

J1.B. Рублева является постоянным участником краевых, зональных, республиканских, зарубежных выставок, в том числе «Советская Россия» (1975, 1985, Москва), «Художники России – труженикам села» (1978, Краснодар), всех зональных выставок «Сибирь социалистическая». В 1975 и 1998 гг. в Государственном художественном музее Алтайского края с успехом прошли персональные выставки художницы.

Помимо творческой работы, с 1978 по 2002 г. Л.B. Рублева занималась педагогической деятельностью. Она работала в Новоалтайском государственном художественном училище, обучая будущих художников рисунку, скульптуре, пластической анатомии. «Моя цель – научить видеть, как прекрасен человек в движении, его великолепие, уникальное устройство, совершенство» (Алтайская правда. 1994. 15 янв.).

Параллельно Людмила Викторовна Рублева много времени уделяла общественной работе. Она была делегатом III-го съезда художников РСФСР (1972, Москва), IV-ro съезда художников СССР (1973, Москва). Многие годы Людмила Викторовна являлась председателем художественного совета Союза художников Алтая.

Творческая и общественная работа Людмилы Викторовны Рублевой неоднократно была отмечена наградами: медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970), медалью «Ветеран труда» (1987), Знаком Министерства культуры Российской Федерации «За достижения в культуре» (1998), Почетной грамотой Комитета администрации Алтайского края по культуре и туризму в связи с 60-летием со дня основания Алтайского краевого отделения ВТОО «Союз художников России» (2000) и др.

Е. И. Дариус

Литература

  1. Рублева Л. В. Самый первый шаг… // Комсомольская правда. 1977. 11 марта.
    О молодых художниках Алтая.

    * * *

  2. Рудзите-Цесюлевич И.Р.: Живопись. Графика. РублеваЛ.В.: скульптура / Упр. кульуры Алт. крайисполкома, Алт. краев, музей изобразит, и приклад, искусств, Алт. орг. Союза художников РСФСР; сост. и авт. вступ. ст. Л. И. Снитко. Барнаул, 1975. 12 с.: ил., портр.
  3. Репрод.: Школьница; Солнышко; Бортхирург К.А. Смирнов; Мальчик с цветком.

    * * *

  4. Юдаева, Г. Скульптор Рублева // Алтайская правда. 1965. 7 марта.
  5. Рублева Людмила Викторовна // Художники Алтая. Барнаул, 1973. С. [107–111]: портр., ил.
    Репрод.: Света; Портрет В.Н. Тихомировой; Дашенька; Школьница; Алтаечка; Портрет дочери; Солнышко; Мальчик с цветком.
  6. Гончарик, Н. П. Л.В. Рублева // Изобразительное искусство Алтая. Барнаул, 1977. С. 91–94.
    Репрод.: Данилка.
  7. Л. Рублева / вступ. ст. Л. Рейнгверц. Барнаул, 1980. 16 с.: ил. (Скульпторы, монументалисты Алтая).
    Репрод.: Данилка; Федор Колядо; Мальчик с цветком; Света; Бортхирург К.А. Смирнов; Ветеран; Портрет дочери; Лида; Тана Марчина; Юность отца; Н.К. Крупская; М. Пантюхов.
  8. Рублева Людмила Викторовна // Художники Алтая. Барнаул, 1980. С. [94, 163-165]: портр., ил.
    Репрод.: Федор Колядо; Тана Марчина; Знатный пчеловод В.Г. Афонин; М.И. Пантюхов; Мальчик с цветком; Данилка (цв.).
  9. Паклина, О. Скульптор Рублева: «Надо угадать свое предназначение» // Молодежь Алтая. 1980. 8 марта.
  10. Рублева Людмила Викторовна // Алтайский краевой музей изобразительных и прикладных искусств: кат. Л., 1983. С. 147—148.
  11. Рублева Людмила Викторовна // Кто есть кто на Алтае. Барнаул, 1994. С. 341.
  12. Рублева, Л. Жажда, которую не утолить / беседу вела Н. Прохорова // Алтайская правда. 1994. 15 янв. С. 4: портр.
    Беседа со скульптором Л. Рублевой.
  13. Степанская, Т. М. Рублева Людмила Викторовна // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997. Т. 2. С. 314.
  14. Комарова, О. С. Рублева Людмила Викторовна // Барнаул: энцикл. Барнаул, 2000. С. 263—264: портр.
  15. Рублева Людмила Викторовна // Художники Алтая, XX век. Барнаул, 2001. С. 204-205: портр., ил. Текст, парал.: рус., англ. яз.
    Репрод. (цв.): Обнаженная; Маленькая Чечек; Портрет дочери.

 

Документальные источники:

  1. Научный архив Государственного художественного музея Алтайского края (ГХМАК).
    Ф. 2. Р. 2. Д. 36.

Источник информации: Алтайский край, 2007 г.: календарь знаменат. и пам. дат. Барнаул, 2006. С. 20-23. Текст в формате PDF