Липинская Виктория Анатольевна
Специалист по этнологии восточнославянских народов, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела русского народа Института этнологии и антропологии РАН Виктория Анатольевна Липинская имеет международное признание.
В. А. Липинская родилась 7 ноября 1932 г. в г. Реутове Московской области в семье педагогов. Окончила Московский государственный университет (МГУ) и всю жизнь работает в ведущем научном центре – Институте этнологии и антропологии Российской академии наук им. Н. Н. Миклухо-Маклая (ИЭА РАН) в Москве. Особое место в ее научных исследованиях занимают русские Сибири и особенно Алтайского края. Русское население региона попало в сферу полевых исследований ученого при стечении разных обстоятельств. В первых экспедициях 1959 и 1960-х гг. на территории края она принимала участие как аспирант, а последние ее экспедиционные выезды состоялись в 1991 г. уже в качестве одного из ведущих этнографов России. Вот как сама Виктория Анатольевна об этом пишет: «Экспедиционные исследования московских этнологов в Алтайском крае были начаты в 1960 г. и закончены в 1991 г. За это время было осуществлено 12 экспедиционных выездов (по 2 мес.) непосредственно в сельскую местность, столько же проведено командировочных выездов в различные города Западной Сибири (в том числе в Барнаул и Новосибирск) для работы в центральных и местных архивах, также были выявлены документы в центральных архивах РСФСР».
Исследования по этнологии русского народа всегда занимали важное место в деятельности ИЭА РАН (до 1990 г. Института этнографии РАН). Велись они в первую очередь сотрудниками отдела русского народа: с 1944 г. в структуре института существовал восточнославянский сектор, состоявший из московской и ленинградской частей; в конце 1986 г. московский сектор получил название сектора этнографии русского народа, а в 1990 г. стал именоваться отделом. В 1960–1970-х гг. секторами ИЭА, в т. ч. отделом этнографии русского народа, разворачиваются масштабные исследования по региональной этнографии в виде комплексных или тематических экспедиций. Частью этих масштабных исследований являлась деятельность западно-сибирских отрядов. Среди экспедиционных выездов на территорию Алтайского края с участием В. А. Липинской были проведены: в 1963–1970 гг. – в составе западно-сибирского отряда комплексной экспедиции; в 1978 и с 1987 по 1990 гг. – западно-сибирского отряда восточнославянской экспедиции.
Менялись названия этнографических отрядов, но не менялась задача изучения русского населения Алтайского края, т. к. он прочно вошел в сферу научных изысканий молодого этнографа В. А. Липинской. В 1968 г. была образована западно-сибирская экспедиция (позже – восточнославянская экспедиция), но в ее составе сохранялся алтайский отряд. В этом отношении Алтайскому краю повезло больше других сибирских регионов, где тоже проводились полевые исследования, но не нашлось этнографа, который бы взялся за изучение и написание работ по этнографии населения региона. Особенностью проведения этих экспедиций являлся профессиональный подбор членов выездного отряда для помощи этнографам. В частности, для работы с визуальным материалом (росписью, резьбой, вышивкой и т. п.) из штата Института для экспедиций выделяли художников. По воспоминаниям Виктории Анатольевны, в 1960-е гг. это был М. М. Санников, в 1970–1980-е гг. – В. И. Агафонов. Институт стал выделять деньги для приглашенных на один выезд художников и фотографов, после экспедиции иллюстративные материалы сдавались в архив Института.
Этнография в силу особой привлекательности предмета исследования, с широким охватом этнической культуры, которая включает все, что создано человеком для его жизнедеятельности и жизнеобеспечения, и специфики живой работы с людьми как носителями традиций часто становилась выбором неравнодушных и отзывчивых людей, которые разными и далеко не прямыми путями приходили в этнографию. Именно эти обстоятельства привели и Викторию Анатольевну в этнографическую науку. В школе и после ее окончания будущий ученый определила для себя интерес к изучению растений, живой природы. Поэтому профессиональную подготовку В. А. Липинская начала на биолого-почвенном факультете МГУ (1950–1955) – сначала по кафедре геоботаники, но в итоге окончила вуз по специальности антропология. В составе комплексных экспедиций, где она участвовала как антрополог, Виктория Анатольевна познакомилась с этнографами и их работой. И если в ботанике она разочаровалась, так как «конкретика обучения показала, что наука изучает растения в высушенном или заспиртованном виде, да к тому же, разделяя их на части», то, по словам В. А. Липинской, «поработав на русском Севере, в Белоруссии и на Украине, поняла, что именно этнография заинтересовала меня живым общением с людьми и многообразием их быта. Поэтому, как только появилась возможность поступить в аспирантуру, я воспользовалась вакансией на место этнографа. И с 1960 г. была включена в состав Восточнославянского отдела Института этнографии».
Более чем шестидесятилетняя трудовая биография В. А. Липинской связана с ИЭА РАН: в 1955–1959 гг. – старший лаборант; в 1959–1962 гг., являясь аспирантом, одновременно начала вести полевые исследования на Алтае в составе экспедиций. Ее научным руководителем была известный отечественный этнограф, специалист по этнографии русских Г. С. Маслова. На Ученом совете Института было утверждено название, соответствующее общему направлению исследований, – «Современная материальная культура русского населения Алтайского края». По словам В. А. Липинской, «считала, что начинать работу следует с изучения народных традиций, так как иначе «современность повиснет» без основы». В центре ее внимания оказалось русское население Алтайского края. В последующие годы В. А. Липинская поднялась от лаборанта до ведущего научного сотрудника: 1962–1987 гг. – младший научный сотрудник; 1987–1988 гг. – научный сотрудник; 1988–2000 гг. – старший научный сотрудник. С 2000 г. – по настоящее время Виктория Анатольевна является ведущим научным сотрудником отдела русского народа ИЭА РАН.
Результаты полевых исследований русского населения Алтайского края легли в основу кандидатской диссертации «Современная материальная культура русского населения Алтайского края», которую В. А. Липинская защитила в ИЭ РАН в 1965 г. В 1999 г. она защитила докторскую диссертацию на тему: «Русские крестьяне на юге Западной Сибири. Развитие традиционной культуры (XVIII – начало ХХ в.)».
Кроме основной этнокультурной истории русского народа В. А. Липинская занимается этнокультурным взаимодействием восточнославянских народов и их этнических соседей, их материальной и духовной культурой, вероисповедальными течениями, аграрной, календарной и семейной обрядностью и т. д. Но в центре ее научных исследований до сих пор находится традиционная культура русского народа и процессы ее адаптации к экологическим, этническим, социальным мировым процессам в целом и в разных регионах. На территории Западной Сибири (кроме Алтайского края) она работала в Омской, Тюменской, Новосибирской и других областях. В разные годы В. А. Липинская участвовала в экспедиционных исследованиях на Севере России. В русле ее исследований по этнографии русских она внесла большой вклад в изучение русских старообрядцев. В дальнем зарубежье ее предметом исследования стали старообрядческие локальные группы липованей, проживающих в Румынии. Экспедиционными исследованиями липованей она занималась в 1991, 1993, 1995, 1997, а также в 2009–2010 гг. Но даже и в этой теме есть связь с Алтайским краем, т. к. липоване имеют тесные исторические связи с такой группой современных старообрядцев алтайского региона как староверы «белокриницкого согласия» или еще известные на Алтае под названием «австрийцы», основавшие на Алтае первые приходы в 1846 г. А также с исторической культурной группой «поляков», которые были выселены на Алтай воинскими командами при Екатерине II в 1765–1766 гг. Все они относятся к поповскому согласию и сформировались в период их преследования в Российской империи и в попытках скрыться на сопредельных территориях, по которым и получили название, оказавшись в Сибири.
Этнографическими исследованиями Виктории Анатольевны охвачена значительная часть Алтайского края: Третьяковский, Шипуновский, Крутихинский, Солонешенский, Усть-Пристанский, Курьинский, Косихинский, Поспелихинский, Красногорский, Славгородский, Змеиногорский, Чарышский, Тогульский, Солтонский, Мамонтовский районы. Ее интересовали процессы формирования русских юга Западной Сибири, региональные традиции народного быта, материальная и духовная культура, семейная и календарная обрядность, традиции питания и народная медицина у различных локальных и этноконфессиональных групп русских Алтайского края. Фактически ею охвачены все аспекты традиционной культуры русского населения, разработано и введено в региональную этнографию деление русского населения на старожилов и переселенцев, определены основные направления расселения и формирования этнокультурных групп русских, выявлены и проанализированы особенности их материальной и духовной культуры.
Результатом полевых исследований стали монографии «Русское население Алтайского края: народные традиции в материальной культуре (XVIII–XX вв.)» (М., 1987); «Старожилы и переселенцы: русские на Алтае, XVIII – нач. XX в.» (М., 1996); десятки научных статей в ведущих центральных академических изданиях, как, например, в известном журнале «Советская этнография» – о русских поселениях в Алтайском крае; о чертах современной материальной культуры русского населения Алтайского края, о типах застройки усадьбы русского населения Западной Сибири; в сборниках научных статей, подготовленных ИЭА РАН и другими исследовательскими учреждениями. Самостоятельное значение имеют для региональной этнографии совместные публикации московских этнографов по результатам масштабной экспедиционной работы ИЭА РАН в сибирских регионах, где разделы писались участниками полевых исследований. Это «Этнография русского крестьянства Сибири, XVII – середина XIX в.» (М., 1981); «Крестьянство Сибири в эпоху феодализма» (Новосибирск, 1982). В них Викторией Анатольевной написаны ряд разделов, в частности, статьи по русским сельским поселениям Сибири, по жилищу и хозяйственным постройкам русского крестьянства в Сибири, по пище русского населения. В дальнейшем она продолжила публикацию результатов полевых исследований, в т. ч. и на территории Алтайского края, в известных академических изданиях РАН. Примером является раздел в коллективной монографии «Русские: семейный и общественный быт» (М., 1989), посвященный народным традициям в современных обрядах и праздниках русского населения Алтайского края.
Уникальным явлением была подготовка и издание Русского старообрядческого лечебника. По ее словам, процесс подготовки к изданию имеет длительную историю, которая уходит корнями в 1960-е гг., когда она аспиранткой увидела рукопись лечебника в выставочной витрине Алтайского государственного краеведческого музея. «Он запал мне в душу при первом посещении краеведческого музея в Барнауле. В центре зала в тот год стояла большая стеклянная витрина. На уровне глаз установлена была книга с голубыми страницами и черными старинными письменами. Это были народные лечебные рецепты, а при каждом – яркий цветной рисунок. Я больше ничего не видела», – вспоминает Виктория Анатольевна. И уже спустя почти 40 лет вместе с преподавателем Московского педагогического института Галиной Александровной Леонтьевой, специалистом по XVII–XVIII вв., рукопись была расшифрована и опубликована. Сейчас эта рукопись является достоянием национальной культуры. В этом проекте оказался очень плодотворным союз В. А. Липинской как исследователя, имеющего профессиональные навыки этнографа и биолога, и Г. А. Леонтьевой, специалиста по археографии. Последствиями этой огромной работы стало расширение исследований по народной медицине и лечебным практикам: Викторией Анатольевной был опубликован ряд статей, что позволило определить народную медицину в целом как особую область культуры, включающую эмпирические, вербальные и письменные формы.
Научные труды В. А. Липинской имеют огромное значение не только для развития региональной истории и этнографии русских, но и организации и развития исследовательской работы студентов и школьников. На разных конференциях, начиная от общероссийской программы «Шаг в будущее» и заканчивая региональными мероприятиями, цитируемость ее работ является одной из самых высоких. Так известный этнограф своими исследованиями открывает дорогу в науку для молодежи.
Источник информации:
Щеглова, Т. К. 90 лет со дня рождения доктора исторических наук, этнографа В. А. Липинской // Алтайский край, 2022 г. — Барнаул, 2021. — С. 189-194 : портр. (текст в формате PDF)